Ассоциация блогеров попросила Володина и Роскомнадзор снизить штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы

Предусмотренные санкции могут привести к банкротству инфлюенсеров, считают они
Рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы, по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), в 2022 г. составил 12 млрд руб. / Андрей Гордеев / Ведомости

Ассоциация блогеров и агентств (АБА, включает в себя агентства Wildjam, Didenok Team, Perfluence, Blacklight и др.) обратилась к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой снизить размер штрафов за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Аналогичное обращение АБА направила руководителю Роскомнадзора (РКН) Андрею Липову.

Закон о маркировке интернет-рекламы вступил в силу 1 сентября 2022 г. Согласно ему на каждый рекламный материал необходимо ставить соответствующую пометку, указывать сведения о рекламодателе и индивидуальный идентификатор (токен) для учета данных. Кроме того, рекламодатель, рекламораспространитель и операторы рекламных сетей должны передавать полную информацию о каждом рекламном материале в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР; его оператор – РКН). Также необходимо указывать сроки проведения кампании, сведения о содержании рекламы, номера и дату контрактов в рамках размещения материала и т. д. до запуска кампании. А после ее окончания – статистику о показах объявления, полученной оплате за услуги.

Законопроект, который устанавливает размер административных штрафов за нарушение этого закона, был внесен в Госдуму 14 апреля группой депутатов фракции партии «Единая Россия». Авторы инициативы, в числе которых Антон Горелкин, Артем Кирьянов, Роман Любарский и т. д., предлагают за непредставление или неполное, несвоевременное представление в ЕРИР данных о рекламном материале (до и после кампании) штрафовать физлица на сумму от 10 000 до 30 000 руб., должностные лица и ИП – от 30 000 до 100 000 руб., юрлица – от 200 000 до 500 000 руб. Распространение в интернете рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению, согласно документу, повлечет для физлиц штраф в размере от 30 000 до 100 000 руб., для должностных лиц и ИП – от 100 000 до 200 000 руб., для юрлиц – от 200 000 до 500 000 руб. А штраф за нарушение закона оператором рекламных данных (ОРД) составит для должностных лиц и ИП – от 100 000 до 200 000 руб., для юрлиц – от 300 000 до 700 000 руб.

Максимальный штраф за одно некорректное рекламное размещение, таким образом, может составить для ИП до 320 000 руб., а для юрлиц – до 1,5 млн руб., обращают внимание в АБА. Выплата таких штрафов может привести к банкротству блогеров, отмечается в письме ассоциации. По данным АБА, основную часть рынка инфлюенс-маркетинга составляют представители малого и среднего бизнеса, чей доход не превышает 500 000 руб. в месяц. От предложенного размера штрафов сейчас могут пострадать и добросовестные участники рынка, считают в АБА. На текущий момент остается неясным, следует ли маркировать бартерные материалы и партнерские посты, размещенные на безвозмездной основе, поясняет юрист АБА Анастасия Красникова. Кроме того, у участников рынка все еще возникают технические сложности с внесением данных в систему ОРД, которые могут влиять на их корректность, также говорит она.

Представитель РКН подтвердил «Ведомостям» факт получения обращения от ассоциации. Предусмотренные законопроектом штрафы, как отметил он, соразмерны штрафам за другие нарушения законодательства о рекламе. В пресс-службе Госдумы не ответили на запрос «Ведомостей».

Кирьянов сказал «Ведомостям», что не получал письмо как соавтор инициативы. Сейчас в законопроекте, по его словам, заложены «минимальные штрафы» и это «профилактирующая» мера. Депутаты, по словам Кирьянова, еще вернутся к обсуждению вопроса санкций, оценив правоприменительную практику. Другой соавтор законопроекта – депутат Горелкин также отметил, что размер штрафов еще будет обсуждаться. «Задача [законопроекта] – мотивировать всех участников рынка играть по общим понятным правилам», – резюмировал он.

Рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы, по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), в 2022 г. составил 12 млрд руб. Объем рекламного интернет-сегмента по итогам 2022 г. сократился на 2% до 324,9 млрд руб., следует из данных Ассоциации коммуникационных агентств России. Аналогичную динамику показал и рекламный рынок в целом, сократившись на 2% до 392 млрд руб. (без учета телевизионного сегмента).

В рекламных группах АДВ, Media Direction Group и NMi Group отметили, что законопроект перед внесением в Госдуму не обсуждался с участниками рынка.

Нижний предел предусмотренных законопроектом размеров штрафов для агентств (т. е. юридических лиц) составляет 200 000 руб., что в 2 раза выше нижнего предела размера штрафов за ненадлежащую рекламу (согласно п. 1 ст. 14.3 КоАП, составляет 100 000 руб.), говорит гендиректор агентства Havas Media (входит в рекламную группу АДВ) Дмитрий Ульяшенко: «При этом не понятно, почему общественная опасность нарушений закона о маркировке интернет-рекламы выше, чем, например, у нарушений, связанных с отсутствием в рекламе обязательных набивок (дисклеймер для рекламы некоторых категорий товаров: например, реклама пива должна сопровождаться текстом «чрезмерное потребление пива вредит вашему здоровью». – «Ведомости»).

Размер штрафов неадекватен общественной опасности данного административного правонарушения, соглашается с Ульяшенко юрист Павел Катков: «Предложенный размер штрафов в случае малого бизнеса может быть губительным, он просто не выживет».

Сложности с правоприменением закона о маркировке интернет-рекламы все еще имеются – так, в работе ОРД фиксируются технические сбои, говорит директор юридического департамента и комплаенс группы Group4Media Анна Малиновская. Эксперт надеется, что после вступления в силу закон не будет применяться веерно: «Часть участников рынка в течение переходного периода действительно приводила свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. Но в силу объективных обстоятельств не смогла сделать все идеально».

«Введение штрафов простимулирует участников рынка навести порядок в процессе маркировки интернет-рекламы», – думает директор по цифровым технологиям NMi Group Анна Планина.

Значительные штрафы не заставят всех нарушителей выйти в правовое поле, парирует главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кирилл Ляхманов.