Продажи контрафактных настольных игр в России выросли до 1,5 млрд рублей

Основной площадкой для их дистрибуции стали маркетплейсы, говорят участники рынка
Hobby World

Продажи контрафактных настольных игр достигли порядка 1,5 млрд руб. по итогам 2022 г., следует из данных одного из крупнейших участников рынка – издательства Hobby World (включает в себя бренды Hobby World и Magellan; выпускает в России игры «Особняки безумия», «Мафия. Вся семья в сборе», «Колонизаторы», «Взрывные котята», «Свинтус» и др.). В 2020 г. (когда компания в последний раз проводила аналогичные расчеты. – «Ведомости») объем рынка контрафакта настолок составлял около 800 млн руб., отмечают там же.

Под контрафактом понимаются точные или незначительно переработанные копии популярных зарубежных настольных игр (выпускаются на русском языке по лицензии), а также оригинальных российских игр, распространяемые без разрешения на то правообладателей, поясняет маркетинг-директор холдинга Hobby World Наталья Супрунюк.

В издательстве «Стиль жизни» (выпускает в России игры «Спящие королевы», «Руммикуб», «Доббль» и др.) согласились с оценкой объема контрафакта, которую дает Hobby World. В издательстве Cosmodrome Games (выпускает в России игры «Имаджинарум», «500 злобных карт», «Мафия» и др.) затруднились оценить продажи контрафактных игр, но подтвердили, что они растут.

Легальный рынок настольных игр по итогам 2022 г., согласно данным Hobby World, вырос на 12,8% до 22 млрд руб. По оценке Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), он составил порядка 8% от объема рынка игрушек в 2022 г. – 201,3 млрд руб.

Издательство Hobby World оценивало объем контрафакта, исходя из стоимости такого товара и количества размещенных предложений продавцов на легальных интернет-площадках. К примеру, только Ozon еженедельно блокирует по заявлениям Hobby World более 50 продавцов, торгующих контрафактом, уточнила Супрунюк. Продажи настольных игр тех брендов, которые разрешены к параллельному импорту (Hasbro, Mattel, Spin Master и др.), по ее словам, не учитываются в оценке контрафакта.

Основная часть контрафактных игр продается через маркетплейсы, говорят Супрунюк, директор по маркетингу Cosmodrome Games Владимир Эделев и бренд-директор «Стиля жизни» Мария Шведова. Именно маркетплейсы – ключевой канал дистрибуции и для легальных игр, отмечает президент АИДТ Антонина Цицулина: «На них приходится более 60% продаж».

В Hobby World обнаружили на Ozon нелегальные копии игр «Мафия. Вся семья в сборе» (оригинальная игра Hobby World) и «Колонизаторы» (издана Hobby World по лицензии американской компании Kosmos). В качестве поставщика первой указана компания SuperShop, второй – компания Best of Toys. С обоими поставщиками «Ведомостям» связаться не удалось.

Издательство Cosmodrome Games фиксировало на Wildberries и Ozon контрафактные копии игр «Имаджинариум» и «Мафия» (оригинальные игры), а «Стиль жизни» на тех же маркетплейсах – копии «Спящих королев» (изданы по лицензии американской компании Gamewright), «Руммикуба» (издан по лицензии израильской компании Lemada), а также «Доббля» (издан по лицензии американской компании Asmodee) и др.

Ценник у контрафактных игр демпинговый, поскольку, очевидно, их производители не платят авторские отчисления и роялти владельцу лицензии, предполагает Шведова. Оригинальная игра «Мафия. Вся семья в сборе» от бренда Hobby World стоит на Ozon 2490 руб., а экземпляр от SuperShop – 817 руб. Именно низкие цены, вероятно, и стали главным драйвером продаж контрафакта настольных игр, считает Цицулина.

Кроме того, как правило, при производстве контрафакта используются дешевые материалы и сами игры не проходят сертификацию, как легальные, и такая продукция может быть опасна для здоровья, добавляет Эделев.

Основной объем контрафакта производится и поставляется на склады маркетплейсов из Китая, отмечают Супрунюк, Шведова и Эделев. Также продажей пиратских копий настольных игр занимаются и российские компании, например «Сима-ленд», полагает Супрунюк. «Ведомости» направили запрос в «Сима-ленд».

Маркетплейс Wildberries запустил сервис «Цифровой арбитраж», с помощью которого правообладатель может связаться с продавцом товара и запросить у него правоустанавливающие документы, говорит его представитель: «Если предприниматель их не предоставляет, то продукция снимается с онлайн-платформы».

В Ozon контрафакт также отслеживают посредством «оперативной обработки жалоб от правообладателей», отмечает представитель этого маркетплейса.

Издательства регулярно обращаются к маркетплейсам для снятия контрафакта с продажи, говорит и Эделев. Но, по его словам, далеко не все площадки реагируют и удаляют такую продукцию. Обращения к маркетплейсам по поводу контрафактных игр либо остаются без ответа, либо обрабатываются несколько месяцев, подтверждает и Шведова.

Если производитель контрафактной продукции копирует товарный знак легального производителя настольной игры, то шансы взыскать с него компенсацию в судебном порядке высоки, говорит юрист, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School (специализируется на юридических курсах) Ефим Казанцев. Согласно ст. 1515 Гражданского кодекса, она составляет от 10 000 до 5 млн руб. или равняется двукратному размеру стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, поясняет он.

В отдельных случаях нарушителей можно привлечь также как к административной (штраф для юрлиц составляет до 200 000 руб.), так и к уголовной ответственности (штраф составляет до 300 000 руб.), знает старший юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом юридической компании Semenov & Pevzner Карина Скоморохова. Если производитель контрафакта скопировал оригинальный дизайн игры (ее упаковки, игрового поля, карточек, инструкции, фишек и т. д.), правообладателю нужно будет предоставить суду эскизы, договоры с дизайнерами и разработчиками, также отмечает она.

Сложнее всего привлечь к ответственности производителей контрафакта, которые копируют игровую механику и сюжет игры, считает Скоморохова. В п. 5 ст. 1350 ГК РФ, как уточняет она, указано, что правила и методы игр не являются изобретениями, а значит, формально они не подпадают под действие права на интеллектуальную собственность.

«Для борьбы с контрафактом логично было бы распространить защиту прав интеллектуальной собственности на механику настольных игр», – считает она.

Ответственность за продажу контрафакта могут нести и его производитель, и продавец, и маркетплейс, считает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. Но маркетплейс, по его словам, может быть освобожден от ответственности, если его представители докажут в суде, что он в конкретной ситуации являлся лишь информационным посредником.