В России выйдут не кинотеатральные, а онлайн-версии «Барби» и «Оппенгеймера»

Но и пиратские копии в этот раз придется еще и дольше ждать
Warner Bros.

Российские кинозрители еще не скоро смогут увидеть нашумевшие голливудские новинки «Барби» и «Оппенгеймер», мировая кинотеатральная премьера которых состоялась 21 июля. Кинокомпании-мейджоры смогли вычислить продавцов и схему поставок в Россию пиратских копий для больших экранов, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух крупных киносетей и топ-менеджер кинопрокатной компании.

Поставщиков, по словам одного из собеседников «Ведомостей», было несколько: это, во-первых, кинотеатры из Казахстана. «Их удалось вычислить по вотермаркам (цифровым меткам), которые прокатчик ставит при передаче копий фильмов киносетям или кинотеатрам, – пояснил источник. – Также некоторые копии были без меток, что говорит о том, что утечка могла произойти в офисе мейджора в СНГ или структурах, связанных с ним или задействованных в работе над локализацией фильма». 

Как именно голливудские студии наказали участников схемы «теневого проката» или чем им пригрозили, собеседникам «Ведомостей» не известно. Но найти сейчас предложение по продаже кинотеатральной копии кинокартин голливудских мейджоров практически невозможно, говорят они.

С марта 2022 г. голливудские мейджоры, фильмы которых аккумулировали львиную долю российского бокс-офиса, перестали выпускать в России свои киноновинки. В частности, с российского рынка ушли Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount. В 2022 г. кассовые сборы в нашей стране упали по сравнению с допандемийным 2019 годом на 57,2% до 23,7 млрд руб., по количеству проданных билетов снижение составило 62%. В сравнении с 2021 г. падение не такое существенное – на 41,9% в сборах и на 42,9% в проданных билетах.

Голливудские новинки прокатывались в некоторых российских кинотеатрах практически одновременно со всем миром через схему «предсеансового обслуживания».

Суть схемы – сторонняя компания арендует залы кинотеатра для показов короткометражного фильма – игрового или документального, но перед этим бесплатно демонстрирует зрителю зарубежный блокбастер. Таким образом российская аудитория смогла посмотреть «Форсаж 10» (по оценке профильного издания «Бюллетень кинопрокатчика», его сборы составили 541 млн руб.), «Человек-паук: Паутина вселенных» (511 млн руб.) и др. Самым кассовым «неофициальным» релизом стал «Аватар 2» Джеймса Кэмерона, заработавший 1,9 млрд руб.

Если ранее «теневой прокат» голливудских киноновинок в России стартовал практически сразу после начала легального проката в СНГ, теперь сроки выхода спрогнозировать невозможно, говорят два собеседника «Ведомостей». По их словам, все будет зависеть от появления цифровых пиратских копий киноновинок (онлайн-версий), поскольку показывать на большом экране кинотеатры будут вынуждены именно такие копии. Также, по словам одного из собеседников «Ведомостей», для показа фильмов потребуется решить вопрос с профессиональным переводом и озвучкой: «А это время и затраты».

В среднем профессиональный дубляж фильма, без звездного каста и необходимости переозвучивать песни, стоит $20 000–35 000, это можно успеть за неделю, говорит Антон Сиренко, гендиректор компании «Контент-клуб» (бывший прокатчик фильмов одной из голливудских студий). Для перевода в киношный dcp-формат, по его словам, подойдет видео с разрешением 2К, а фильмы в таком качестве, как правило, появляются только в рамках официального цифрового релиза.

«Барбигеймер»

«Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана – два главных релиза летнего сезона в мировом прокате, оба вышли 21 июля. В соревновании по сборам победила «Барби», заработавшая в первый уикенд $155 млн в США, мировые сборы превысили $337 млн. У «Оппенгеймера» сборы в Штатах составили $80,5 млн, в мировом прокате – более $175 млн. Производственный бюджет «Оппенгеймера», по оценке Нолана, составил $180 млн, на рекламную кампанию ушло еще порядка $100 млн. «Барби» обошлась создателям в $145 млн, на маркетинг потрачено еще $150 млн.

Цифровую премьеру «Оппенгеймера» и «Барби» стоит ждать не раньше осени: в случае с кассовыми голливудскими хитами «цифровое окно» достигает 100 дней. Быстрее в онлайн-прокат попадают блокбастеры, не добившиеся успеха в прокате. Например, «Флэш» и «Шазам 2: Ярость богов» появились на стриминговых сервисах всего через месяц после офлайн-проката.

Но качество картинки и звука такой копии существенно хуже, чем у той, что идет для кинотеатрального показа, утверждает гендиректор «Централ партнершип» Вадим Верещагин: «В онлайн-версии картинка изначально адаптирована под другой формат экрана. И в каком бы хорошем качестве видео ни лежало в интернете, оно после компрессии при показе на большом экране будет сильно отличаться от формата JPEG2000, который используется для театрального кинопроката».

Важной составляющей, обеспечивающей кассовые сборы голливудских релизов в России, всегда был маркетинг, напоминает Сиренко: «Без продвижения собрать хорошую кассу могут фильмы уровня «Аватара», где градус зрительского ожидания был колоссальным. Фильм «Барби» – это событие, причем, безусловно, для широкой зрительской аудитории. Но вряд ли ему или «Оппенгеймеру» удастся достичь по сборам в российском «теневом прокате» показателей «Аватара-2». С этим соглашается главный редактор портала «Кино-театр.ру» Жан Просянов: «Пока сборы каждого из релизов примерно на уровне «Человека-паука» – с вилкой от 300 млн до 700 млн руб. – кажутся более чем реальными».