Венеция-2023: пустые красные дорожки

Из-за голливудской забастовки фестиваль проходит с минимальным участием американских знаменитостей
Guglielmo Mangiapane / Reuters

Юбилейный, 80-й, Венецианский кинофестиваль открылся 30 августа. В течение девяти дней пройдут премьеры новых фильмов Дэвида Финчера, Уэса Андерсона, Люка Бессона, Софии Копполы, Йоргоса Лантимоса, Романа Полански, Вуди Аллена и других всемирно известных режиссеров.

Венецианский фестиваль – первый большой киносмотр, который пострадал от голливудской забастовки. Актерский профсоюз (Screen Actors Guild and American Federation of Television and Radio Artists) запретил своим членам продвигать фильмы до тех пор, пока Альянс продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers) не примет их условия. В основной конкурс Венеции вошло восемь картин с американским участием, но только три из них, снятые независимыми студиями, получили разрешение профсоюза на промокампанию.

Председателем жюри основного конкурса был приглашен американец Дэмьен Шазелл. К счастью для организаторов – не актер, а режиссер, известный по фильмам «Одержимость» и «Ла-ла ленд», и его участию в работе фестиваля ничего не угрожает.

Сервис Netflix, один из ключевых игроков индустрии и один из главных оппонентов забастовщиков, привезет на остров Лидо пять своих проектов, три из них участвуют в основном конкурсе. Все показы стримингового гиганта пройдут без актеров.

Как и все крупные фестивали после февраля 2022 г., Венеция продолжает бойкот российского кино. Только в конкурсной программе Venice Classics, в которой оценивается качество ремастеринга классических фильмов, заявлено участие двух советских шедевров – это «Тени далеких предков» Сергея Параджанова и «Андрей Рублев» Андрея Тарковского. Кроме того, в европейских фильмах из внеконкурсной секции сыграли российские артисты Александр Петров и Ксения Раппопорт.

«Оскар» начинается с Венеции

Почему голливудские проблемы так ощутимо влияют на европейский кинофестиваль? Любой крупный смотр – не только конкурс авторского кино, но и большое светское мероприятие. Обе функции тесно переплетены. Благодаря звездам на красных дорожках премьеры некоммерческих фильмов превращаются в событие мировых СМИ. Венеция – первый большой киносмотр с начала совместной забастовки американских сценаристов и актеров: сценаристы протестуют с мая, актеры присоединились к ним в июле. Соответственно, Венеция первой же и столкнулась с дефицитом голливудских знаменитостей.

Американское кино всегда весомо присутствует на Венецианском фестивале. В прошлом году, считая и копродукцию, США профинансировали половину фильмов основного конкурса (12 из 23). В этом году доля чуть меньше – 8 фильмов из 23. Американское участие могло быть и шире – из-за забастовки продюсеры решили изъять из программы «Претендентов» Луки Гуаданьино с певицей и актрисой Зендеей в главной роли. Предполагалось, что картина не только войдет в конкурс, но и откроет фестиваль. В итоге «Претендентов» пришлось заменить итало-бельгийской военной драмой «Команданте» Эдоардо Де Анджелиса.

В последние годы Мостра (так фестиваль называют сами итальянцы) усиливает свое значение для американской индустрии. Фактически именно Венеция, наряду с фестивалем в Торонто, открывает оскаровский сезон. Четыре года подряд, с 2017 по 2020 г., победитель Венеции в следующем году попадал и в номинацию Американской киноакадемии за лучший фильм. Дважды выигрывал: «Форма воды» – в 2018-м, «Земля кочевников» – в 2021-м. Для сравнения – из каннских победителей последних лет главного «Оскара» получили только корейские «Паразиты» в 2020-м. До номинации «лучший фильм» кроме них дошел только «Треугольник печали» шведа Рубена Эстлунда («Золотая пальмовая ветвь» 2022 г.).

В прошлогодней Венеции снова победил американский фильм – «Вся красота и кровопролитие» Лоры Пойтрас, однако не игровой, а документальный (был отобран в шорт-лист «Оскара»). Также в конкурсе состоялись премьеры таких резонансных фильмов, как «Банши Инишерина» (получил восемь номинаций на «Оскара», в том числе за лучший фильм), «Тар» (шесть номинаций, в том числе за лучший фильм), «Кит» (три «Оскара», в том числе в номинации «лучшая мужская роль» – Брендан Фрейзер). Также именно в Венеции показали скандальную «Блондинку», вольную биографию Мерилин Монро, – это один из самых обсуждаемых фильмов сезона, который, впрочем, остался без значимых наград.

Кого ждать из голливудских звезд

Среди восьми американских фильмов в конкурсе этого года тоже есть потенциальные фавориты оскаровской гонки, но из-за забастовки большую часть из них могут представлять в Венеции только режиссеры. Актерская гильдия США выдала временное разрешение на участие в промокампании на фестивале лишь трем фильмам, которые произведены независимыми студиями, не входящими в альянс. Это «Феррари» Майкла Манна, биография конструктора и автогонщика Энцо Феррари, еще одна биографическая драма – «Присцилла» Софии Копполы, посвященная отношениям короля рок-н-ролла Элвиса Пресли и его жены Присциллы, а также боевик «Догмен» Люка Бессона.

Такая поддержка, отмечают в гильдии, не подрывает протест, а, напротив, «демонстрирует твердую солидарность с профсоюзом», поддерживает независимые студии и усиливает давление на альянс продюсеров. Но формальное разрешение все же не гарантирует присутствие актеров в Венеции. Те сами могут отказаться от участия в продвижении фильмов в знак солидарности с протестующими. Похожие прецеденты уже имели место. В частности, в конце июля из этих соображений актриса Виола Дэвис («Отряд самоубийц», «Прислуга») отказалась сниматься в экшн-триллере G20, несмотря на полученное разрешение от гильдии.

Согласно источникам американского профильного издания Deadline, Венецию все же посетит ключевой состав «Феррари», самой звездной премьеры конкурса, – Адам Драйвер, Патрик Демпси, Джек О’Коннелл и Пенелопа Круз. Под вопросом пока остается появление Шейлин Вудли. «Догмен», как пишет издание, вероятно, представят Калеб Лэндри Джонс и Джоджо Т. Гиббс, а «Присциллу» – Джейкоб Элорди и Кейли Спэни, а также сама Присцилла Пресли, выступившая продюсером картины.

Netflix выбирает Венецию

Усиление связей Венеции и американской индустрии прямо связано с позицией каннской дирекции, которая с 2018 г. бойкотирует фильмы производства Netflix в качестве поддержки традиционного кинопроката. В результате снятые для стримингового гиганта фильмы ведущих режиссеров-авторов из так называемой «каннской номенклатуры» (неофициального списка фаворитов престижного смотра) пополняют программы других фестивалей, в первую очередь Венеции. Причем Netflix финансирует не только американское производство. В 2018 г. венецианского «Золотого льва» взяла «Рома» мексиканца Альфонсо Куарона, снятая им на родине при поддержке платформы.

В основном конкурсе Венеции этого года, как и в 2021–2022 гг., заявлено сразу три фильма Netflix, в том числе две самые ожидаемые премьеры. Во-первых, триллер «Убийца» Дэвида Финчера («Семь», «Бойцовский клуб») по мотивам французских комиксов и с Майклом Фассбендером в ведущей роли. Во-вторых, «Маэстро», черно-белая кинобиография композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Это вторая режиссерская работа актера Брэдли Купера, дебютировавшего пять лет назад музыкальной драмой «Звезда родилась». Купер снова играет главную роль, но не приедет на фестиваль даже в режиссерской ипостаси – в знак солидарности с профсоюзом. Третий вклад Netflix в конкурс – снятая в Чили сатирическая комедия Пабло Ларраина «Граф». В ней диктатор Аугусто Пиночет предстает 250-летним вампиром, который устал жить и ищет смерти.

Венецианский кинофестиваль более лояльно, чем Канны, относится и к «отмененным» авторам. В частности, режиссер конкурсного фильма «Догмен» Люк Бессон в 2018 г. был обвинен актрисой Сэнд Ван Рой в изнасиловании (в итоге суд встал на сторону Бессона – в июне 2023 г. кассационная инстанция отклонила повторную апелляцию потерпевшей). Вне конкурса Мостра покажет новые фильмы Романа Полански и Вуди Аллена, которые также обвинялись в сексуальном насилии. Полански снял комедию «Дворец» – наряду с Микки Рурком и Фанни Ардан в ней играет российский артист Александр Петров («Полицейский с Рублевки»). 87-летний Вуди Аллен лично представит комедийный триллер «Великая ирония», полностью снятый во Франции и на французском языке.

Киногеография

В целом практически весь конкурс составляют американские и европейские фильмы (больше всего – восемь – от Италии, далее идет Франция с пятью фильмами). Или же европейско-американские копродукции – тот же «Догмен» Бессона снят совместно Францией и США. Стоит отметить, что в конкурс вошло сразу две картины польских режиссеров – «Зеленая граница» Агнешки Холланд (Чехия, Польша, Бельгия) и «Женщина с...» Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта (Польша, Швеция).

Латинскую Америку помимо Пабло Ларраина представляет мексиканец Мишель Франко с драмой «Память» (Мексика, США, Чили). Азию – японец Рюсукэ Хамагути, известный по картине «Сядь за руль моей машины» («Оскар»-2022 за лучший фильм на иностранном языке). Его новая работа называется «Зла не существует». Кроме того, Китай участвовал в производстве фильма Майкла Манна «Феррари» – совместно с США, Великобританией и Италией.

Дефицит голливудских знаменитостей в какой-то мере восполнит приезд европейских и азиатских звезд. Почетный приз за вклад в кинематограф в день открытия получила режиссер «Ночного портье» Лилиана Кавани. 90-летний классик привезла для внеконкурсного показа свой новый фильм «Срок времени», где группа старых друзей, отдыхая на вилле, узнает о грядущем конце света. Одну из ролей в фильме исполнила Ксения Раппопорт. Объявлено, что вторую почетную награду получит актер Тони Люн Чу Вай, известный по сотрудничеству с Вонгом Кар-Ваем («Любовное настроение») и Чжаном Имоу («Герой»).

Конкурсный фильм «Меч короля» датчанина Николая Арселя представит Мадс Миккельсен («Доктор Стрэндж», «Фантастические твари: Тайны Дамблдора»). А Ольга Куриленко («Обливион») приедет в Венецию на внеконкурсную премьеру телесериала «Кровь и деньги» режиссера Ксавье Джанноли.

Фантастика, романтика, криминал

Основной конкурс фестиваля легко группируется по жанрам. Особое внимание, конечно, будет приковано к голливудским биографическим драмам – «Присцилле», «Феррари», «Маэстро».

Кроме «Графа» Ларраина еще три фильма сняты в жанре фантастики/фэнтези. «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо и Марком Руффало – вариация на тему «Пигмалиона» и «Франкенштейна». В этой сюрреалистической комедии безумный ученый в конце XIX века возвращает к жизни девушку-самоубийцу, пересадив ей мозг ее же нерожденного ребенка. «Холли» бельгийки Фин Трох – история девушки с даром предвидения. Наконец, «Предчувствие» француза Бертрана Боннело – романтическая драма с Леа Сейду про мир будущего, где доступна услуга по избавлению от эмоций.

Мелодраматическую линию «Предчувствия» продолжает серия фильмов, где действие происходит в наши дни. «Мертвый сезон» Стефана Бризе сталкивает вместе знаменитого актера (Гийом Кане) и учительницу фортепиано (Альба Рорвахер) спустя 15 лет после их неудачного романа. «Память» Мишеля Франко – история странной пары в исполнении Джессики Честейн и Питера Сарсгаарда, чьи отношения начинаются при нестандартных обстоятельствах: встретившись на вечере выпускников, Сол решил проследить за Сильвией, чтобы узнать, где она живет.

Пять фильмов можно отнести к криминальному жанру. Самые зрительские из них – «Убийца» Финчера про киллера в экзистенциальном кризисе и «Догмен» Бессона – про парня, который стал предводителем стаи диких собак. Необычное сочетание детективной интриги и проблематики квантовой физики обещает черно-белый триллер «Теория всего» немца Тимма Крегера – по сюжету, на научном конгрессе в Альпах происходит серия убийств. Две криминальные драмы сняли режиссеры-итальянцы. «Энеа» Пьетро Кастеллитто расскажет о проблемной семье, которая оказывается втянута в отношения с мафией. Действие «Адажио» Стефано Соллимы происходит в наши дни в Вечном городе – режиссер обещает историю мести и искупления в римских декорациях.

На пути в Европу

Из драм на современном материале выделяются три фильма, поднимающие тему миграции. «Я – капитан» Маттео Гарроне – одиссея двух сенегальцев, которые пытаются попасть в Европу через Средиземное море. «Зеленая граница» Агнешки Холланд поведает о сирийской семье, которая хочет пересечь белорусско-польский кордон. «Происхождение» Авы Дюверней – это биография Изабель Вилкерсон, исследовательницы Великой миграции, массового переселения в XX веке миллионов афроамериканцев с сельскохозяйственного Юга в промышленные районы Севера. Вилкерсон стала первой женщиной афроамериканского происхождения, получившей Пулитцеровскую премию в области журналистики. В свою очередь, режиссер Ава Дюверней – первый афроамериканский режиссер-женщина в конкурсе Венеции.

Герои еще двух фильмов встречаются с бедой у себя дома. В драме «Зла не существует» Рюсукэ Хамагути жители маленькой деревни узнают о планах столичной компании построить по соседству площадку для глэмпинга («гламурного кэмпинга»). Местные опасаются, что из-за туристов пострадает экология и их уклад жизни, поэтому решают протестовать. «Женщина с...» Малгожаты Шумовской и Михала Энглерта перенесет зрителя в польскую глубинку, где 45-летний мужчина, отец семейства, вдруг чувствует себя неуютно в собственном теле.

Из четырех исторических драм венецианского конкурса половина посвящена периоду Второй мировой. «Команданте» Эдоардо де Анджелиса рассказывает об экипаже итальянской военной подлодки. «Любо» Джорджо Диритти прослеживает судьбу цыгана, призванного на военную службу в швейцарскую армию. Далее «Долгожданный рассвет», фильм еще одного итальянского режиссера – Саверио Костанцо, обращается уже к 1950-м гг., когда Голливуд активно снимал на римской киностудии Cinecitta. Сюжет охватывают одну ночь из жизни итальянских актеров, которые мечтают попасть в американскую киноиндустрию. Наконец, особняком в конкурсе – эпическая историческая драма «Меч короля» Николая Арселя. Мадс Миккельсен играет авантюриста XVIII века, которого датский король отправляет осваивать пустоши Ютландии.

Во внеконкурсной программе кроме фильмов Романа Полански и Вуди Аллена выделяется еще несколько премьер именитых авторов. Среди них – «Военный трибунал по делу о мятеже на «Кейне», последняя работа режиссера «Экзорциста» Уильяма Фридкина, который ушел из жизни в августе 2023 г. Ричард Линклейтер («Отрочество») привезет комедийный боевик про киллера-мошенника «Наемный убийца». Уэс Андерсон («Отель «Гранд Будапешт») представит короткометражную экранизацию Роальда Даля «Чудесная история Генри Шугара». Закроет фестиваль приключенческий триллер «Общество снега» Хуана Антонио Байоны («Мир Юрского периода 2») – о выживании команды регбистов после крушения самолета в Андах. Фильм Байоны, как и фильм Андерсона, был профинансирован Netflix.