Сборы российских фильмов за рубежом впервые выросли с 2020 года

Показатели вряд ли скоро вернутся к допандемийному уровню, считают эксперты
«Коты Эрмитажа»/ Лицензионные бренды / Наше Кино

Российские фильмы в 2023 г. собрали в зарубежном кинопрокате $17,6 млн, следует из данных, представленных по запросу «Ведомостей» отраслевым изданием «Бюллетень кинопрокатчика». Это на 2,8% выше бокс-офиса предыдущего года, который составил $17 млн. Причем достичь в зарубежном прокате положительной динамики впервые с 2020 г. удалось с меньшим количеством релизов. Всего в зарубежный прокат в 2023 г. вышло 46 фильмов против 65 в 2022 г.

После февраля 2022 г. традиционные рынки – США и Западная Европа – для российского кино фактически закрылись. Однако в 2023 г. именно Франция принесла наибольшую кассу российскому кино – $2,1 млн. Правда, львиную долю этой суммы составили сборы российско-французских копродукций, снятых до начала военной операции на Украине. $1,3 млн заработала драма «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова. Еще $252 000 – «Капитан Волконогов бежал» режиссеров Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Оба фильма участвовали в конкурсах ведущих фестивалей («Жена Чайковского» – в Каннах, «Капитан Волконогов бежал» – в Венеции), и оба пока не вышли в российский прокат.

Кроме Франции в первую пятерку самых прибыльных для российского кино рынков вошли: Мексика ($1,9 млн), Перу ($1,2 млн), Южная Корея ($1,06 млн) и Болгария ($1 млн). В 2022 г. значительно увеличился бокс-офис в странах MENA. Если по итогам 2022 г. ОАЭ замыкали топ-10 ($468 000), то в 2023 г. совокупная касса в ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Омане почти достигла $1 млн – это 6-е место в списке. С 7-й по 10-ю позиции расположились Вьетнам ($891 000), Италия ($861 000), Бразилия ($825 000), Израиль ($803 000).

Еще в 2022 г. главным экспортным жанром стала анимация. Тогда в топ-10 вошло шесть мультфильмов. Для сравнения – в рейтингах 2020 и 2021 гг. было всего по два анимационных релиза. В 2023 г. этот тренд укрепился – в первую десятку вошло семь мультфильмов, а один из них – «Коты Эрмитажа» – возглавил топ. Его международная касса составила почти $5 млн, что в 1,5 раза больше его российских сборов (297 млн руб., здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино; по текущему курсу – $3,3 млн).

На 2-м месте по сборам за рубежом расположился фильм-катастрофа «Мира», заработавший в 2023 г. $2,1 млн (российская касса – 342 млн руб.). Третьей в рейтинге стала драма «Жена Чайковского» ($1,6 млн), на 4-м месте финишировал мультфильм «Кощей. Похититель невест» ($1,2 млн; 200 млн руб.). Замыкает пятерку также анимационная лента – «Большое путешествие. Специальная доставка» ($1,17 млн; 169 млн руб.).

Мультфильмы – и самый прибыльный, и самый широкий по охвату жанр. В частности, «Коты Эрмитажа» вышли в 36 регионах, тогда как, например, «Мира» – пока только в 13 (страны Латинской Америки и Южная Корея). Фильм также уже продан в большинство стран Европы, Азии и Америки и в частности – в Китай, рассказал продюсер фильма Рубен Дишдишян. Даты релизов там он не уточнил.

К анимации отношение в мире лояльнее, чем к игровым фильмам, говорит продюсер «Котов Эрмитажа» Роман Борисевич. Однако, как подчеркивает он, главным аргументом в принятии решения о покупке является качество и универсальность контента. Универсальностью объясняет успех «Миры» и Дишдишян. По его словам, картина сочетает в себе зрелищность, экшн и пронзительную человеческую историю, все это востребовано у зрителей в любой стране мира.

Китайский рынок, который на протяжении четырехлетки 2016–2019 гг. обеспечивал почти половину международной кассы российского кино (до $24 млн), в 2023 г. не вошел в топ-10 крупнейших стран-импортеров. По мнению Борисевича, благодаря системе квотирования сборы национального контента в Китае заметно превышают результаты иностранных картин, поэтому потребность в зарубежных релизах сокращается – и Россия не стала исключением. Как уже писали «Ведомости», китайский рынок теперь успешно обходится и без Голливуда – по итогам 2023 г. в топ-10 не оказалось ни одного американского релиза.

Эксперты считают, что полноценное возвращение на многие прежние рынки – в Китай, Западную Европу, США, а с ними и возврат к показателям 2019 г. в ближайшем будущем маловероятны. Улучшение возможно в случае появления безусловного хита для всех территорий, но системных изменений пока не предвидится, полагает Борисевич.

Из доступных нам рынков перспективной остается Латинская Америка, но там нужен универсальный контент, отмечает главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Юлия Шампорова. К примеру, такие национальные хиты с локальными брендами, как «Чебурашка», по ее словам, менее интересны международной аудитории, чем истории без отчетливой национальной специфики. При этом продвижение в страны MENA осложняют проблемы с дубляжом и переводами, добавляет Шампорова: «Языков много, аудитория дробится».