Домашнее обучение школьников стало драйвером детского сегмента EdTech-рынка
Интерес к такому формату увеличивается из-за его гибкости и персонализации, отмечают эксперты
Направление домашнего обучения школьников продемонстрировало в первом полугодии 2025 г. темпы роста выше, чем у всего детского сегмента рынка онлайн-образования в России, следует из данных исследовательской компании Smart Ranking. Его объем в деньгах в январе – июне увеличился на 27% в сравнении с тем же периодом 2024 г. и достиг 4,6 млрд руб. Для сравнения: детский сегмент EdTech, по тем же данным, в целом вырос за тот же срок на 24% до 26,6 млрд руб., а совокупная выручка 100 крупнейших компаний в сфере онлайн-образования – на 13% до 71,6 млрд руб.
Лидером в направлении домашнего обучения стал «Фоксфорд». За первое полугодие 2025 г. продажи обучения в домашней школе EdTech-компании увеличились на 22% к тому же периоду 2024 г. до 1,6 млрд руб., вся ее выручка – на 10,6% до 2,7 млрд руб., оценили в Smart Ranking. На второй позиции – «Онлайн-школа № 1»: ей направление домашнего обучения принесло 953 млн руб., что на 46% больше, чем в январе – июне 2024 г. Общая выручка этой образовательной компании, по оценке Smart Ranking, выросла на 46% до 966 млн руб. Третье место заняла компания «ИнтернетУрок». Объем этого направления у нее увеличился на 10% до 620 млн руб., а совокупная выручка – на 9,9% до 659,2 млн руб. К концу 2025 г. с учетом традиционного усиления спроса во втором полугодии сегмент домашнего обучения, по оценке Smart Ranking, может превысить 9,7 млрд руб.
Гендиректор «ИнтернетУрока» Ольга Хасякова подтвердила «Ведомостям» через представителя оценку выручки компании от направления хоумскулинга, которую сделала Smart Ranking. В свою очередь, руководитель домашней школы компании «Фоксфорд» Анна Разгребельская передала через пресс-службу, что темпы роста продаж домашней школы действительно выше, чем у всей EdTech-компании в целом, но абсолютные значения не привела. В «Онлайн-школе № 1» на запрос «Ведомостей» не ответили.
По словам Хасяковой, спрос на домашнее обучение растет, поскольку все больше семей привлекает гибкость такого формата образовательного процесса. Это особенно важно для регулярно путешествующих семей и для детей, которые совмещают учебу и хобби, также добавляет она. Интерес к такому обучению, по мнению Разгребельской, вызывает и персонализированность этого способа.
Наибольший приток учеников в сегмент домашнего обучения фиксируется среди школьников средней и старшей школы, говорят в «Фоксфорде» и «ИнтернетУроке». Разгребельская объясняет это тем, что ученикам на этом этапе важно сделать упор на профильные предметы и грамотно сформировать образовательную траекторию.
Ключевым драйвером домашнего обучения, безусловно, стало постепенное повышение лояльности онлайн-обучению после пандемии как у родителей, так и у детей, поясняет гендиректор Smart Ranking Дарья Рыжкова: «Это направление закрывает широкий спектр образовательных запросов детей и их родителей, поэтому и темпы роста у него высокие. В ряде других детских сегментов детский рынок EdTech может быстро упереться в потолок».
Существует два варианта домашнего обучения через EdTech-компании, указывает директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Иван Иванов. Первый и более распространенный – когда у домашней школы той или иной компании нет собственной образовательной лицензии. Родители, которые хотят, чтобы их ребенок учился там, должны прикрепить его к школе с действующей лицензией и перевести на домашнее обучение, поскольку аттестат может выдать только аккредитованное образовательное учреждение, поясняет Иванов. При таком подходе, как говорит он, статус ребенка фиксируется в приказах школы, а EdTech-платформа берет на себя содержание обучения – уроки, кураторство, контроль знаний и т. д. Во второй, более продвинутой, конфигурации ребенок сразу учится в лицензированной школе EdTech-компании, добавляет Иванов.
Домашнее обучение останется долгосрочным драйвером детского сегмента рынка EdTech, солидарны представители «Фоксфорда» и «ИнтернетУрока». При этом, по словам Хасяковой, темпы его роста могут замедлиться, так как доля семей, готовых перевести ребенка на домашнее обучение в онлайн, «небесконечна».
Барьерами для домашнего обучения станет в том числе общая экономическая ситуация, которая, в частности, выражается в падении покупательной способности родителей, говорит Рыжкова: «EdTech-компаниям придется экспериментировать с форматами, делая более доступные тарифы для клиентов».
Интерес к альтернативным образовательным траекториям действительно продолжит расти из-за невысокой степени индивидуализации и перегруженности образовательного процесса в обычной школе, отмечает независимый эксперт по EdTech-рынку Наталья Царевская. Но вполне возможно ужесточение регулирования домашних школ в сегменте онлайн-образования, что может существенно замедлить рост этого направления, резюмирует она.