«Аватар. Путь воды»: зеленый блокбастер про синих человечков

Сиквел стал 52-й картиной в истории, кассовые сборы которой в мире перевалили за отметку в $1 млрд
Кадр из фильма «Аватар. Путь воды»/ 20th Century Studios

Главная интрига мирового кинопроката этого сезона – удастся ли фантастическому эпику «Аватар. Путь воды» Джеймса Кэмерона потеснить с вершины топа самых кассовых фильмов первую серию франшизы, сборы которой в мире составили $2,9 млрд.

Поводов сомневаться в новом триумфе и правда немало. Предыдущий «Аватар» выходил так давно (в 2009 г., т. е. больше 10 лет назад), что многие зрители могли забыть сюжет. Из-за последствий пандемии и новой вспышки в Китае в мире сейчас гораздо меньше действующих кинотеатров, чем 13 лет назад. Наконец, «Путь воды» в России в официальный прокат не выйдет, а для релиза потеря российского рынка, который некогда принес первому «Аватару» около $110 млн, является немаловажной.

Возвращение на Пандору

После своего печального дебюта – малобюджетного хоррора «Пиранья-2» (1982 г.) – Джеймс Кэмерон далее снимал только хиты. Чем дальше, тем масштабнее и дороже. В итоге изобрел собственный вид спорта – самообновление рекордов бокс-офиса снятых фильмов. Эпическая мелодрама «Титаник» (1997 г.) была самым дорогим фильмом на момент выхода с бюджетом в $200 млн. Больше десятилетия она удерживала титул самого кассового фильма ($2,2 млрд), пока не уступила его «Аватару».

Первый «Аватар», снятый по собственному сценарию Кэмерона, рассказывал про морпеха XXII в. Джейка Салли (Сэм Уорингтон), который волею обстоятельств оказывается в составе экспедиции на прекрасной планете Пандора. Но в итоге солдат переходит на сторону аборигенов и даже возглавляет их сопротивление земным колонизаторам. Знакомый по многочисленным фильмам сюжет о покорении Северной Америки европейцами был подновлен за счет буквализации метафор. Салли в прямом смысле влезает в шкуру своего потенциального противника – точнее, вселяется в аватара, генетически спроектированный гибрид человека и местной гуманоидной расы на’ви.

Эта история была вполне законченной, и, хотя Кэмерон с самого начала не исключал возможность сиквелов, именно студия 20th Century Fox настояла на продолжении. Повторилась коллизия вокруг «Терминатора-2» – режиссер решился войти в ту же реку, лишь бросив очередной вызов самому себе. Да и всей киноиндустрии.

Иллюзия воды

Начиная с «Бездны» (1989 г.) и «Терминатора-2» (1991 г.) строчки в фильмографии Кэмерона соответствуют вехам мировой истории визуальных эффектов. Все замыслы он вынашивает годами, а то и десятилетиями, в ожидании момента, когда технологии «дорастут» до уровня его требований. И не только ждет – он и сам активно подгоняет прогресс.

Первый подступ к материалу, который позднее превратится в «Аватар», относится еще к 1990-м. Быстро осознав фальстарт, Кэмерон занялся подготовкой технической и технологической базы, обкатывая оборудование и программы на документальных фильмах и пробных роликах. В частности, он лично разработал (совместно с Винсом Прайсом) систему цифровых камер для стереоскопической съемки Fusion Camera System.

В итоге «Аватар» стал революцией кинозрелища сразу по многим параметрам – невероятно реалистичная 3D-картинка, крайне реалистичная компьютерная графика, инновационная и опять же дающая исключительно реалистичный результат технология захвата движения (когда мимику и пластику актеров записывают закрепленные на них камеры и датчики). «Аватарные» наработки позднее разошлись кругами по всей индустрии. По замыслу Кэмерона, новые серии «Аватара» должны еще сильнее раздвинуть рамки возможного. И в первую очередь это касается технологии захвата движения для съемок под водой.

По сюжету во втором «Аватаре» начинается новая волна земной колонизации Пандоры, поэтому племя Оматикайя во главе с вождем Джейком вынужденно покидает родные земли и просит убежища у клана Меткайина, что живет на архипелаге тысячи островов.

Примерно две трети фильма разворачивается на и под водой. Эти сцены действительно снимали в огромном резервуаре объемом в 3,5 млн л, который позволял имитировать мощные океанические течения. Актеры, облепленные аппаратурой, учились нырять и надолго задерживать дыхание. По заверениям Кэмерона, звезда «Титаника» Кейт Уинслет, здесь сыгравшая Ронал, жену вождя клана Меткайина, смогла провести под водой подряд больше семи минут.

Специально для съемок сиквела была разработана новая модель обработки данных для съемок захвата движения под водой, а также запатентована технология, связанная с использованием специальной пленки для съемок имитации «всплесков» воды.

Защитник природы

«Аватар» несет в себе не только техническую революцию и развлечение. Через свои фильмы Кэмерон, веган и последовательный защитник живой природы, в доступной публике форме транслирует эту свою философию. Как ни парадоксально, используя мощности корпорации Disney (купившей Fox четыре года назад) и новейшие технологии, режиссер пытается донести до максимально широкой аудитории зеленую и антикапиталистическую повестку.

«Мы перескочили от полного отрицания [изменения климата] сразу к фаталистическому принятию, пропустив промежуточный шаг. Роль режиссера теперь состоит не в том, чтобы нагонять мрак и предрекать катастрофу, а в том, чтобы предлагать конструктивные решения», – заявил Кэмерон в интервью The Hollywood Reporter.

Его симпатии явно на стороне на’ви, живущих в гармонии с природой, причем эта связь буквальна: все живое на Пандоре пронизано единой нервной системой. Кроме того, гуманоиды еще и телепатически общаются с разумными китами. Земляне же – откровенные злодеи, которые загадили собственную планету и теперь порабощают и эксплуатируют чужую. Лучшие из них – это, прежде всего, ученые. Именно они осознают весь вред, но не в силах остановить неизбежное.

Метафора «аватара» (само понятие позаимствовано из индуизма и означает земное воплощение бога) описывает в том числе и отношения зрителя и фильма. Джейк, у которого в первой серии парализованы ноги, в своих искусственных снах переселялся в синее тело на’ви, чтобы пожить настоящей, полноценной жизнью. Так и зритель три часа живет в вымышленном мире, чтобы, пережив этот уникальный опыт, после титров новыми глазами посмотреть на мир настоящий. Флора и фауна Пандоры эстетически совершенна, одновременно и экзотична, и легко узнаваема. Это наша Земля в иллюминаторе.

Судьба сиквелов

Пока блокбастер уверенно себя чувствует в прокате. Мировая премьера состоялась 16 декабря, и за первые 12 дней «Аватар» покорил планку в $1 млрд и вышел на вторую строчку по итогам года. Впереди только «Топ Ган: Мэверик» ($1,4 млрд). Ранее так быстро достичь этого результата удавалось только пяти фильмам в истории, и последним был комикс «Человек-паук: Нет пути домой» (2021 г.), чей финальный бокс-офис в итоге остановился на отметке в $1,9 млрд.

От успеха релиза во многом зависит и судьба сиквелов. Если мировой зритель поддержит кассой второй «Аватар», нас ждут впереди еще пять кинореволюций. Так, третья часть, которая снималась одновременно со второй, выйдет точно. Четвертая уже снимается, для пятой готов сценарий. И у Кэмерона есть задумки для «Аватара-6» и «Аватара-7».