Алексей Федорченко: «Я создал некий мир – поживите в нем»

Режиссер «Овсянок» о том, почему снимает фильмы об исчезнувших этносах
Режиссер Алексей Федорченко/ Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Сегодняшнюю российскую киногеографию можно разделить на три территории – столичную, якутскую и территорию Алексея Федорченко. На его счету призы Венецианского кинофестиваля – за документальный фильм «Первые на Луне» и игровую кинокартину «Овсянки». Его фильмы также отмечены наградами жюри практически всех российских кинофестивалей и премий – «Война Анны» («Кинотавр», «Золотой Орел», «Ника»), «Железная дорога» («Окно в Европу» и др.), «Последняя «Милая Болгария» (ММКФ) и т. д.

При этом Федорченко, пожалуй, единственный из отечественных режиссеров с мировым именем продолжает жить и работать не в столицах. И уезжать из Екатеринбурга не планирует. Порой кажется, что сама уральская горнозаводская культура породила этот неохватный, почти раблезианский интерес к истории и ее белым пятнам, этнологии. В интервью «Ведомостям» Федорченко рассуждает о том, зачем заставлять зрителя сомневаться в происходящем на экране и почему массовая культура потребления не должна занимать все пространство.

«Прошлое близко»

– Благодаря твоим «Овсянкам» мы узнали о существовании народа меря, в «Небесных женах» рассказывается о жизни и быте луговых мари, в «Ангелах революции» авангардисты отправляются в Сибирь показывать хантам и ненцам Малевича и прочих пионеров живописи. Почему тебя так притягивает духовная и материальная культура этносов, тем более исчезнувших, полузабытых?

– Меня всегда волновало, кто жил тут до меня. Прошлое же близко. Мы просто его не знаем, забыли, закрыли глаза. Видим лишь то, что у нас под носом. Ну что такое век, два, три – это крайне мало. Начинаешь это чувствовать, когда открываешь для себя пласт культуры, который здесь на этом месте находился. И люди жили по-другому, думали по-другому, а потом растворились в твоих предках.

Конечно, первым толчком для меня стало творчество Дениса Осокина, автора моих нескольких фильмов. До встречи с ним я мало интересовался финно-угорской культурой, а он в этом деле большой специалист. Так начали создаваться эти фильмы, и получился целый сериал о финно-уграх: меря, мари, есть фильм о коми, о хантах. Про коми я делал картину, которая называется «Ветер Шувгей» о заброшенных в коми-тайге городах, построенных болгарскими лесорубами. В 1967 г. был заключен договор с Болгарией, в 1980-е объявили комсомольскую стройку – огромную территорию леса отдали на вырубку болгарам, которые работали вахтовым методом. Думаю, что 90% молодых болгар 1970–1980-х прошли через эти города. А в начале 1990-х их отправили восвояси, обвинив в уничтожении местной экологии. И сейчас в тайге стоят мертвые города – Верхнемезенск, Усогорск, Междуреченск и Благоево. Наш фильм о том, как в коми-тайге сохранился «запах» далекой южной страны, как соприкоснулись две такие разные культуры.

Кадр из фильма «Овсянки» / Aprel Mig Pictures
– Ого, «города Зеро»? Но коми и болгары – народы существующие, меря – исчезнувший. Кажется, что вы с Осокиным как археологи, которые по одной кости восстанавливают облик древнего человека, – так и вы по каким-то деталям создаете портрет людей исчезнувшего народа.

– По-разному бывает. Мари, марийцы – это один из больших народов России. Они живут рядом, недалеко от Москвы, их многотысячелетняя культура сохранилась, но не полностью – процентов на пятьдесят. А когда рассказываешь о культуре исчезнувших народов, вроде мери или мурома, подключаешь фантазию, воображение.

Но даже когда мы рассказывали о живом народе, таком, как марийцы, все равно мы старались что-то привнести в их культуру. В нашем фильме «Шошо» действующие лица – настоящие марийские карты – священники, живущие в священных рощах. Мы додумывали-придумывали для них обряды, молитвы, во многом забытые. Но мы не обманывали, мы с ними советовались, предлагали в это поиграть, говорили, что так могло быть.

Мы не нарушаем традиций, скорее можем их дополнять. Карты, прочитав наши истории, говорили: «Ну да, так могло быть, вот такое, например, жертвоприношение дороге». Или они брали наш текст и вводили его в свой обиход. Вот это, по-моему, прекрасное было взаимотворчество. Поэзия Дениса Осокина обогатила тогда марийскую культуру.

– Но ведь случалось, что потомки народов, о которых ты рассказываешь, тех же марийцев в частности, были не слишком довольны тем, как вы показываете их предков в фильме «Небесные жены луговых мари». Все-таки у нас прошлое, тем более этнографическое, любят украшать, наряжать в костюмы, венки, мониста.

– Это от воспитания зависит, от образования. Тогда Республика Марий Эл разделилась примерно пополам: одни были в восторге и восхищались фильмом, пропагандировали его. Другие грозились наказать, наслать колдунов на нас. Я им говорил: «Так сделайте другой фильм про себя». Все они словно под копирку – белые рубашки, вышиванки, мониста, свадьба обязательно, история девушки, которую выдают замуж за нелюбимого. Все такое кондовое, музейное. Там же молодежь есть, хотя бы она должна придумывать, снимать что-то интересное. Но нет, будто все один долгий пыльный фильм снимают. А нам удалось привнести свежую волну в марийскую культуру.

– Да ведь не только этнографии это касается. Вообще принято в кинематографе о прошлом либо хорошо, либо никак: чтобы острые углы сглаживать, чтобы исключительно гордиться. Может, так и надо – бог с ними со сталинскими репрессиями? Будем гордиться достижениями?

– Гордиться достижениями, конечно, надо, если они есть. Не стоит гордиться придуманными достижениями. У нас и реальных довольно. Зачем выдавать какое-нибудь вторичное открытие за всемирный прорыв. Паровозы Черепановых – первые в России, но не надо выдавать их «железное чудо», созданное спустя годы после изобретений Тревитика и Стефенсона, за мировое открытие.

Мне кажется, эти подмены унижают нашу историю. Но все это не исключает возможность фантазировать. В моем фильме «Первые на Луне» есть фантастический полет космонавтов в космос. Этот фильм скорее о героике, о героях 1920–1930-х – людях, совершивших грандиозное усилие. И это мог быть не обязательно полет на Луну, а какая-нибудь гигантская плотина, шахта сверхглубокая. Вот что мне было интересно. Фильм о героях и о том, как государство относится к своим героям.

– Да, во время просмотра я почему-то вспомнила «Время, вперед!» Швейцера – кино о гигантском энтузиазме, прыжке в невозможное, недостижимое. И ведь у многих это получалось. Но твой игровой дебют о полете на Луну многими был воспринят как документальное кино. Даже участвовал в фестивале документальных фильмов. Как ты этот баланс взаимоотношений художественного и фактов выдерживаешь?

– Да, фильм получил несколько главных призов как документальный – в Венеции, Загребе. Принципа «не наврать» никто не отменял, даже если придумываешь какое-то событие, то оно стоит на плечах реальных фактов, реальной истории. Во всех моих фильмах мы ориентируемся на документ.

– Подожди, какой документ, если ты рассказываешь о полете на Луну в 1930-е гг. советских космонавтов?

– В этом фильме документами, на которые мы опирались, была история ракетостроения, мирового и российского. Кроме того, макет нашего лунного модуля мы сделали по эскизам инженеров 1920-х гг. Я нашел эти чертежи и разработки 1920-х гг., когда люди, с одной стороны, боролись с неграмотностью, с другой – думали о космосе. Среди этих документов отыскался и эскиз лунного корабля, лунной капсулы. И мы ее с точностью воплотили. Или в «Ангелах революции» – город Сатурний, огромное кольцо вокруг Земли, где живут люди. А сама Земля отдана под сельхозработы и жизнь животных: это ведь тоже дипломная работа выпускника ВХУТЕМАСа Виктора Калмыкова.

«Найти идеальный исчезнувший мир»

– Ты столько лет изучаешь историю северных народов. Наверное, можешь лекции читать. Как тебе кажется, в чем она поучительна, в чем ее питательная среда?

– Она действительно уникальна, не похожа ни на какую другую, потому что эти люди долго жили в относительно замкнутом пространстве и творили себя, свои мифы, сказки – сами. Эти тексты интересно читать, даже если ты плохо в них разбираешься и не очень понимаешь внутреннюю логику.

– Ты имеешь в виду ее отличие от европейской культуры?

– И европейской, и азиатской. Она существует сама по себе.

– Наверное, у тебя, как человека, выросшего на Урале, одной из первых сказок был бажовский «Каменный цветок»?

– Я не очень любил Бажова. Он казался каким-то пыльным, его было много, его нам подавали как исключительно советского писателя. По-настоящему разобрался в Бажове уже в начале 2000-х, когда мне заказали сценарий по «Хозяйке Медной горы». Я погрузился в чудскую философию, мифологию, в историю народа, который не сохранился, исчез, растворившись в лесах и в пришлых народах. Вот тогда начал понимать мотивы Хозяйки – мертвой женщины, которая ищет себе мужа. Начал понимать и мотивы этих ребят, которые упорно копают землю – твердую или мерзлую, чтобы найти камни и золото. А может, найти идеальный исчезнувший мир. Все по-другому, намного увлекательней, чем казалось в детстве – по незнанию.

– Помимо богатой мифологии сам край, Уральские горы, которые называют драгоценными, несметные природные богатства земли – тоже источник вдохновения для искусства?

– Я бы не сказал, что Бажов настолько связан с уральскими мифами. Все-таки он многое придумал. Демьян Бедный, посчитав «Малахитовую шкатулку» фольклором, начал перекладывать ее в поэму и страшно обиделся, когда узнал, что эту «Малахитовую шкатулку» полностью сочинил Бажов. Бедный очень на него обиделся, назвал «колдуном уральским бородатым». А заодно ругал попавшуюся под руку писательницу Софью Федорченко, которая тоже позволяла себе «домысливать» документальные тексты.

– Это та Софья Федорченко, которая сочинила летопись «Народ на войне»? Она не из твоих предков?

– Нет, из любимых писателей, но не родственница.

– Ты не любишь, когда твое кино именуют mockumentary, ты называешь его «документальной сказкой» – но ведь это оксюморон. И как дозировать эту документальность со сказкой?

– Созданный нами мир похож на наш, но при этом находится в одном шаге от нашей реальности.

– В «Больших змеях Улли-Кале» – фреске о взаимоотношениях России и Кавказа рассказывается, например, о влиянии на учение Льва Толстого трудов чеченского суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, проповедовавшего непротивление злу насилием. А потом вдруг Толстой у тебя на зеленой поляне танцует восточный танец зикр. И у зрителя голова идет кругом. Ты создаешь свой мир на экране, мы в него входим и начинаем верить самым невероятным обстоятельствам. А потом возвращаешься домой и думаешь, дай-ка я проверю, было ли влияние Кишиева на Толстого.

– Буду рад, если зритель хоть немножко задумается, засомневается. Что-то начнет проверять. Не будет верить на слово, вспоминая штампы, засевшие в голове. Так примерно смотрят кино 95% публики. На этом и стоит, в принципе, интертеймент – на привычном. Люди рады видеть узнаваемое, новое – это некое усилие, которое нужно сделать, но не хочется. Я ориентируюсь все-таки на зрителя умного, уважаю зрителя, не делаю скидок для восприятия. Хочется вместе с ним разбираться в теме.

– Ты считаешь, что зритель, увидевший этот толстовский зикр или то, как Пушкин превращается в Красного шайтана… поверит тому, что Кунта-Хаджи Кишиев действительно оказал влияние на Толстого?

– Я создал некий мир, поживите в нем, этот мир основан на реальных событиях. Не хотите мне верить, проверяйте, перечитывайте источники – письма Толстого, труды Кишиева. Буду рад, если найдете ошибку в фильме, если отыщете какие-то удивительные иные факты. Мы для этого и работаем. Но уверен, правда вас удивит больше, чем вымысел!

«Хочется в каждом фильме открывать что-то новое»

– Ты выбрал собственный путь в кино. Иногда думаю, что к показам Федорченко надо давать либретто. Знаешь, как в операх, но не содержание пересказывать, а реальные исторические факты, которые потом будут преобразованы экраном. Я знаю, какую гигантскую исследовательскую работу вы с соавторами проводите перед съемками. Признайся, что для тебя интересней: снимать кино или заниматься научными раскопками в момент подготовки кино?

– Для меня научная работа увлекательная и самодостаточная. Даже если фильма не будет, я уже получил удовольствие, узнал новое, освоил новую профессию. Я могу быть этнографом, паразитологом, космическим инженером. И каждый раз с нуля начинаю эту работу. Это не скучно, это всегда новая жизнь. Как может подобное не нравиться?

По профессии я экономист – организатор труда в машиностроении. Довелось работать и на поточном производстве на Ирбитском мотоциклетном заводе, и на единичном – на «номерном» заводе. На конвейере через некоторое время начинаешь тупеть от монотонного потока – это называется «производственный идиотизм», а единичное производство – всегда творчество. Вот до сих пор предпочитаю заниматься единичным производством.

– Паразитологом ты поработал для какой картины?

– Писал сценарий, который до сих пор не снят, – по Стругацким.

– А, это «Малыш», фантастическая история про особую цивилизацию Ковчега? Если не ошибаюсь, ты уже много лет работаешь над этой идеей.

– Да, сценарий сильно отличается от повести. Это давняя задумка, но я работаю над многими сценариями параллельно. У меня сейчас в разработке 4-5 сценариев, и все ждут своего часа. Сценарий фильма «Енотовый город», который я сейчас заканчиваю, мы написали в 2008-м.

– Трудно вообразить эту параллельную жизнь разных сценариев в голове…

– Так мой мозг устроен: когда переключаюсь с проекта на проект, голова отдыхает. Мне легче работать над тремя фильмами одновременно, чем над одним. Вот и сейчас делаю три фильма, спектакль и еще два сценария пишем.

– А в момент написания сценария еще открытия совершаешь. Расскажи, пожалуйста, о герое одного из нынешних твоих проектов, малоизвестном философе и ученом Митрофане Аксенове, сформулировавшем теорию времени как четвертого измерения. Как ты нащупал эту тему? Как узнал об этом первооткрывателе, уникальном человеке?

– Вот он как раз пример для гордости. Аксенов жил в конце XIX в. и своими книгами предвосхитил ряд принципов теории относительности Минковского и Эйнштейна. При этом остался в тени, потому что наши ученые ему не поверили. К тому же о нем ничего не известно – в Википедии стоят знаки вопроса напротив времени и мест рождения и смерти. Не известно, где он жил и кем работал. Известны только его пять книг, где он сформулировал свою теорию. Но книги издавались небольшими тиражами в основном в маленьких провинциальных городках. Мы больше года занимались восстановлением его биографии. Этому посвящен наш фильм – расследование кинобиблиодетектив «Колбаса Митрофана Аксенова».

– А параллельно ты снимаешь многосложную антиутопию «Енотовый город». Снова фильм-эксперимент.

– Это третий фильм условной трилогии в жанре «документальная сказка». Были «Первые на Луне», потом «Большие змеи Улли-Кале», и вот «Енотовый город». Сейчас идет монтаж.

– Почему понадобились съемки в Колумбии?

– Там разворачивается существенная часть действия. У фильма интересная структура, которую я не встречал раньше. Это, по сути, три разных фильма – каждый самодостаточный, его можно смотреть отдельно. Но когда смотрим их вместе – видим нечто большее – пазлы складываются в чудесную таинственную картину.

– Если коротко, про что картина?

– Стараюсь об этом не говорить, пока фильм не готов. Ну, прежде всего это интересный для меня жанр. Все-таки хочется в каждом фильме открывать что-то новое. К чему заниматься самоповтором? Поэтому каждая моя работа не похожа на предыдущую. И «Енотовый город» совершенно не похож ни на «Первых на Луне», ни на «Больших змей».

– Какие еще открытия для себя ты делал, занимаясь большой и разнообразной исследовательской работой?

– Последние шесть-семь лет собираю коллекцию книг репрессированных авторов, прежде всего сталинской эпохи. Нашел очень много совершенно не известного. Люди удивительные, их труд, их жизнь. Уверен, что не успею изучить и десятой части того, что нашел.

И я уже давно не ассоциирую эти открытия с кинопроизводством. Это самостоятельный поиск, который стоит у меня на первом месте. Кино – на втором, потому что через эти книги, которые я нахожу по всему миру, я могу каждый день открывать новое. Я практически не смотрю фильмы, сериалы, потому что это все не идет ни в какое сравнение с теми реальными событиями, с теми невероятными людьми, с которыми я живу в этих книгах.

– А ты не думал о том, как сделать эти книги, эти судьбы более широким достоянием? Чтобы об этих людях узнали?

– Размышляю об этом постоянно и думаю: «Ну кому это будет интересно?» Хотя я убежден, что это национальный золотой фонд, знаю, что это уникальное собрание. И знаю, что все это никому не нужно. А биться головой об стену – нет ни сил, ни времени. Мне достаточно, что вся эта поразительная информация приходит ко мне, ею живу. Постараюсь, конечно, чтобы все это не пропало, как-то зафиксировать, оставить в истории саму коллекцию, ее каталог. Но пропагандировать, что-то кому-то доказывать – не хочу.

«Поток – это скучно, не интересно»

– Есть одна болезненная проблема. Можно сколько угодно говорить, что фильмы Федорченко – особенные, уникальные – «долгого смотрения», их действительно можно пересматривать по многу раз… Но все это умозрительно. В реальности зритель их не видит: в прокате их практически не было и нет.

– Увы, ни недавних «Больших змей», ни «Малой Болгарии», правда, не видели. Да возможно, и интересны они двум-трем процентам зрителей. Это так называемое нишевое, не легковесное кино. А донести до этих процентов кино – некому. Ну нет у нас такой прокатной структуры, которая продвигала бы такие фильмы.

– Но ведь фильмы условных Эггерса или Шанталь Акерман – т. е. сложный артхаус все же показывают, почему же своих Джармушев не смотрят?

– Не знаю, это, наверное, надо говорить с прокатчиками, почему им все это не интересно. Я махнул рукой давно, для меня важнее сделать картину, которую посмотрят, может быть, через 50 лет, чем страдать о том, что нет проката. Я сам выбрал эту дорогу, и поверь, мог снимать другое кино и деньги зарабатывать. Но мне это скучно, не интересно – это «поток», «производственный идиотизм». А жизнь слишком короткая.

– А вообще каким должен быть прокат арт-кино? Во Франции это продуманная отлаженная система, которая успешно работает в согласии с кинотеатрами. Как было бы правильно создать ее у нас?

– Не хочется повторять: надо начинать с детского сада, людей надо воспитывать и приучать к чтению не макулатуры, к смотрению хорошего кино. Чтобы люди слушали классическую музыку, надо начинать ее слушать в детстве. Не мракобесие, а просвещение должно быть востребовано. У меня, к сожалению, нет времени на то, чтобы заниматься детскими садами… Так что пусть хотя бы картины останутся.

– Неужели картинами Федорченко не интересовались платформы?

– Нет.

– Если говорить о том самом минимальном проценте – о твоей аудитории, как ты себе ее представляешь?

– Новосибирский Академгородок его золотого периода! Это «Силиконовая долина» советской эпохи, конгломерат научно-исследовательских институтов, цвет советской науки, цвет интеллигенции. Те люди, которые слушали Высоцкого, Галича, Вознесенского. Посещали лекции выдающихся ученых, театральные постановки, стояли ночами за билетами, за редкими изданиями. Вот такая, наверное, уникальная общность людей и есть мой вымирающий зритель. Я бы уточнил, идеальный зритель, с которым мне интересно, а ему – со мной. Я пару раз там выступал, и это незабываемо.

В то же время у нас есть замечательная молодежь, которой эти фильмы пришлись бы по душе. Но менеджеры, директора кинотеатров – своего рода шлагбаумы, они не пропускают неконвенциональное кино, сделанное вне привычных штампов. Поэтому гигантским, все сносящим потоком несется комфортное попсовое, попкорновое. Я к такому кино тоже отношусь неплохо, но это другая культура, массовая культура потребления, она не должна занимать все пространство.

Есть и «мой» зритель за рубежом – тот, который улавливает нюансы истории и изображения так, как я этого хотел. Это зритель Рима, Варшавы, Сан-Франциско, некоторых других городов.

– «Больших змей» я смотрела на «Послании человека» в огромном зале, заполненном молодой публикой, которая аплодировала в финале…

– Мне кажется, что и «Война Анны» – абсолютно зрительский фильм. Но прокатной компании просто было не интересно им заниматься…

– «Война Анны», на мой взгляд, еще и чрезвычайно важный фильм. Для раскрытия темы Холокоста ты нашел какие-то свои ключи. И когда маленькая девочка одерживает моральную победу над гитлеровскими захватчиками, это по-настоящему трогает. Я как раз хотела спросить, как ты находишь свои собственные способы решения тем, вроде бы общеизвестных?

– У нас в кинокомпании запрещено слово «референс», штампы тем более под запретом. Если мы пишем сценарий или делаем раскадровку, сразу отказываемся от кадра, который уже где-то мелькал. Если хочешь сделать как-то по-другому, то обязательно сделаешь. Берем, например, фильм на самую заштампованную тему – «о революции», «этническое кино» или «фильм о войне» и отказываемся от всех до нас прочерченных лекал, переходящих из фильма в фильм. Ведь в каждом фильме про войну одно и то же – взрывы, земля комьями, мужская дружба и любовная история. Можно сделать конструктор: набрать кадров из разных фильмов и смонтировать кино про войну.

Кадр из фильма «Война Анны» / WDSSPR
– Нейросеть уже подобным монтажом занимается.

– Да так было и до нейросети. Но и нейросеть может быть полезна. В «Колбасе Митрофана Аксенова» я использую сразу две нейросети. Одна собрала мне персонажа, придумала его концепт. Вторая написала музыку.

– А зачем?

– Такова была драматургическая задача.

– Большую часть жизни ты связал со Свердловской киностудией, некогда одной из главных в стране, потом надолго оказавшейся в упадке. Ты об этом снял горькую и смешную документальную комедию «Кино эпохи перемен». Что сейчас там происходит?

– Наверное, об этом лучше бы рассказал Евгений Григорьев, художественный руководитель студии. Главное, что она начала работать уже в прошлом году. Уже два игровых фильма снято, еще два планируется сделать до конца года. В основном там сейчас работают молодые режиссеры, фильм «Сломя голову» делал сам Женя. Они ко мне не обращались, слава богу, справляются сами.

– В Екатеринбурге ты живешь неподалеку от вашего едва ли не главного чуда – легендарного Шигирского идола – древнейшей деревянной скульптуры, которой более 12 000 лет. Неужели ты про него не хочешь кино сделать?

– Я думаю про Шигира, мне он очень нравится. Если что-то придумаю, сделаю, конечно. Нечто такое необычное. Я все жду, когда он мне сам подскажет, мы же видимся довольно часто. Поэтому не хочется его обижать банальностями. Он точно достоин чего-то большего.