Ольга Зинякова: «Мы не ждем, что Голливуд вернется»

Президент «Каро» Ольга Зинякова о том, как сохранить и развивать кинотеатральный бизнес после ухода из России мейджоров
Президент киносети «Каро» Ольга Зинякова/ Андрей Гордеев / Ведомости

После начала СВО российский рынок покинули все голливудские студии, обеспечивавшие до этого в совокупности порядка 70% отечественного бокс-офиса. Как результат, в 2022 г. кассовые сборы в России, по данным государственного Фонда кино, снизились по сравнению с допандемийным 2019 г. на 57,2% и составили 23,7 млрд руб. В сравнении с 2021 г. падение не такое существенное – 41,9%.

Вышедшая в новогодние каникулы семейная комедия «Чебурашка» вернула зрителей в кинотеатр: по итогам проката его касса составила 6,78 млрд руб., что является абсолютным рекордом для российского кинорынка. В январе – мае 2023 г. российский бокс-офис составил 21,8 млрд руб., приблизившись к значению за аналогичный период 2019 г. – 24,9 млрд руб.

О том, сколько отечественному кинопрокату нужно «Чебурашек» для выживания и развития, какие ключевые киноновинки скоро выйдут на большом экране и для чего кинотеатрам показывать театральные постановки, в интервью «Ведомостям» рассказала Ольга Зинякова, президент киносети «Каро» (номер два среди крупнейших сетей – владельцев кинотеатров).

Ольга Зинякова

президент киносети «Каро»
Родилась 10 июля 1984 г. в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ
2001
работала в дирекции общественных связей «Первого канала»
2004
PR-менеджер департамента внеэфирного промоушена телеканала ТНТ
2008
гендиректор компании «Промофильм», специализирующейся на создании и проведении рекламных кампаний фильмов
2013
руководитель департамента рекламы и маркетинга сети кинотеатров «Каро»
2017
президент «Каро» (по настоящее время)
2022
совладелец кинопрокатной компании «Кино.Арт.Про» (по настоящее время)
– Сейчас высказывается много гипотез относительно того, сколько фильмов в год нужно выпускать в прокат и какое количество из них должны быть кассовыми, чтобы отечественный кинопрокат продолжал как минимум функционировать, как максимум – развиваться. Что вы думаете по этому поводу?

– Мы с коллегами по индустрии в прошлом году считали – получилось, что размер кассовых сборов, который обеспечит рынку прожиточный минимум, должен составлять порядка 32 млрд руб. в год. Это те совокупные кассовые сборы, которые позволят большинству кинотеатров обеспечивать операционную деятельность: исполнять свои обязательства перед арендодателями, дистрибуторами и сотрудниками, оплачивать коммунальные услуги и т. д.

Если считать в количественном выражении, то, для того чтобы отрасль функционировала, каждый месяц должна выходить одна картина, которая соберет по итогам проката более миллиарда рублей, плюс две крупных кинокартины (с кассой не менее 500 млн руб.) и 3–4 середнячка (по 200–300 млн руб.). Очень важна стабильная периодичность. Большой релиз запускает необходимый для кинопоказа конвейер: люди знают о картине заранее, у них есть сформированное ожидание, зритель привыкает ходить в кино с определенной регулярностью.

– Старт кинопоказа в 2023 г. оказался суперуспешным, главным образом за счет сборов «Чебурашки». Праздники в феврале – марте кинотеатры тоже отработали довольно хорошо. Можно ли уже сейчас давать пусть и осторожные прогнозы о том, выйдем ли мы по итогам 2023 г. хотя бы на прожиточный минимум по кассовым сборам?

– «Чебурашка», безусловно, перезапустил кинопоказ и запустил российский киномерчандайзинг. Сложно себе представить сейчас, что было бы с российским кинопрокатом, если бы у нас не было этого фильма. I квартал мы действительно отработали хорошо. Но есть нюанс: кинотеатральный бизнес – это забег на длинную дистанцию. У нас и ранее были годы, когда I квартал был успешным за счет новогоднего проката. Но для успешного года, как я уже говорила, нужна определенная ритмичность выхода больших релизов. Это необходимо для планирования расходов, начиная от объема продукции кинобара и заканчивая количеством сотрудников.

– Из тех релизов, что заявлены прокатчиками на ближайшие месяцы, какие имеют потенциал стать большими?

– Фэнтезийное драмеди «Не (идеальные) роботы», «Дыхание» о работе врачей в красной зоне во время эпидемии коронавируса. А также «Кентавр» Ильи Найшуллера, который должен перезапустить жанр триллера (пока мы в нем не очень сильны), как когда-то спортивную драму перезапустила «Легенда № 17». Но в целом лето пока выглядит совершенно пустым, несмотря на то что этот сезон имеет свои преимущества: мало релизов-конкурентов, есть возможность работать в прокате вдолгую.

Осенью и в конце года очень ждем продолжение «Холопа», «Повелителя ветра» о Федоре Конюхове, экранизацию «По щучьему веленью» от продюсера Сергея Сельянова. Это если говорить о российских релизах. Но есть еще и зарубежные релизы – европейские, азиатские, а также фильмы от независимых американских студий. Среди тех, что заявлен на ближайшие месяцы, есть весьма амбициозные проекты: новая анимация Хаяо Миядзаки «Как поживаете?», «Догмен» Люка Бессона, продолжение франшиз «Леди Баг и Суперкот», «Турбозавры», «Неудержимые 4». А также первый за долгое время фильм с Джонни Деппом «Жанна Дюбари», «Гипнотик» с Беном Аффлеком, фестивальный хит «Монстр» Хирокадзу Корээда и новая кинолента от режиссера «Идеальный незнакомцев» Паоло Дженовезе – драмеди «Первый день моей жизни».

То, что мы вышли из апокалиптического сценария в такое – я бы назвала его «стабильно тяжелым» – состояние – факт. Нельзя сказать, что мы оправились от пандемии и ухода мейджоров. Но, по крайней мере, у нас есть понимание будущих релизов.

По итогам года, думаю, по сборам мы будем близко к прожиточному минимуму. Основной вклад в российский бокс-офис внесут отечественные релизы – на них придется примерно 65% от общей кинокассы, 35% – на зарубежные.

– Голливуда в этом раскладе нет?

– Мы не ждем, что Голливуд вернется. Кроме того, понятно, что находиться в зависимости от одного поставщика настолько, чтобы он одним своим решением мог вывести из строя весь бизнес, недопустимо. Мы сейчас строим независимый, сбалансированный бизнес.

«Покойников не спасают»

– По итогам 2022 г. российский бокс-офис упал на 41,9% в сравнении с 2021 г., к 2019 г. падение было еще более существенное – 57,2%. Но у каждой киносети в структуре сборов показатели по доле мейджорского контента все-таки были разные. Сколько «Каро» потеряла в выручке по итогам прошлого года, после того как с больших экранов исчезли голливудские киноновинки?

– К 2021 г. выручка киносети снизилась на 41,8% до 2,2 млрд руб., к допандемийному 2019 году – на 55%. Для понимания: 50% кассовых сборов кинотеатры отдают дистрибуторам и создателям фильмов, 20–30% выручки – арендодателям, на оставшуюся разницу мы должны полностью обеспечивать свою операционную деятельность. Это к вопросу о том, что у кинотеатров когда-то там были «жирные годы».

Да, действительно были успешные по сборам годы, и тогда кинотеатры активно вкладывались в развитие, модернизацию площадок. И если в пандемию мы входили в более или менее здоровом состоянии, то к началу СВО мы вошли уже абсолютно «высушенные» как бизнес. «Каро» пришлось закрыть восемь площадок, и сейчас нам принадлежат 29 кинотеатров, еще два – в управлении. Закрытие площадок было вынужденным решением. В ситуации, когда в марте прошлого года выпало более 70% бокс-офиса, необходимо было максимально оптимизировать расходы и структуру киносети.

– Структура выручки изменилась?

– Нет. По итогам 2022 г., как и было в предыдущие годы, 60% выручки приходится на кинопоказ, 30% – кинобар, 10% – прочие доходы (субаренда, реклама и т. д.). Правда, доля рекламы в «прочих доходах» сильно упала, ее очень мало. А вот выручка кинобара и средний чек не снизились. Несмотря на то, что ассортимент – газировку, сладости – до прошлого года нам поставляли преимущественно бренды, ушедшие с российского рынка.

– Импортозаместились?

– Да, причем довольно быстро, потому что нет ничего хуже пустых полок. По той же коле мы разместили в кинобаре практически все варианты от российских производителей: «Черноголовка», «Очаково» и т. д. У нас были опасения, что продажи рухнут, потому что все-таки исторически Coca Cola – это сильный бренд. Но потребители переключились на другие бренды.

Помимо импортозамещения продукции кинобаров возник вопрос поиска альтернатив по программному обеспечению, технологиям, поскольку у нас весь бизнес, начиная с касс и заканчивая управлением репертуаром, цифровизирован. Здесь ряд компаний-поставщиков также прекратили сотрудничество с российскими кинотеатрами. И сделать это тоже необходимо было в сжатые сроки, потому что, если, к примеру, наш сайт, на который приходится 70% продаж билетов, не работает один час, – это терпимо, а сутки – это катастрофа.

Вообще, когда говорят о проблемах, с которыми столкнулись кинотеатры в прошлом году, конечно, на поверхности – уход контента голливудских мейджоров. Но круг вопросов, которые пришлось решать руководителям киносетей в 2022 г., гораздо шире, чем поиск контента. Это тяжелейшие переговоры с арендодателями, которые и так уже сильно устали от ситуации с проблемами кинотеатров еще во время пандемии. Не со всеми, но с большинством арендодателей нам удалось в итоге договориться – об отсрочке внесения арендных платежей, снижении ставки на какой-то период. Но торговым центрам, по сути, кинотеатры и нечем заменить: это же огромные площади, как правило, на последних этажах, до которых никто не доходит. Да и демонтаж гребенок (сооружение, которое используется в качестве основы для установки кресел в кинозалах, театрах, киноконцертных залах и других аудиториях. – «Ведомости») потребует больших расходов.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись после ухода Голливуда, – в публичном поле стали хоронить кинотеатральный бизнес. Информационная повестка была такая, что контента нет – и теперь кинотеатрам, недобитым в ковид, точно конец. У людей сложилось ощущение, что кинотеатры не работают вообще. И ситуацию усугубляли комментарии некоторых коллег на рынке, которые «запустили обратный отсчет до дня апокалипсиса».

Но здесь необходимо понимать, что покойников не спасают. Нам действительно нужна была господдержка, чтобы пережить какой-то период: пока не адаптируемся к новой реальности и не начнут выходить в достаточном количестве российские релизы, пока не настроим потоки и не локализуем контент из других стран. Самый сложный период был с июня по октябрь 2022 г., до выхода в прокат «Сердца Пармы» – ожидаемо крупного релиза (собрал в прокате 934,4 млн руб.). Но мы его прошли!

– Покойников действительно не спасают. Насколько я знаю, еще весной кинотеатры запрашивали федеральные власти о выделении субсидий, чтобы как раз пережить этот переходный период. Но помощь не была оказана. Деньги кинотеатрам дала только Москва.

– Москва помогла – нам, ряду наших коллег. Мы получили 47 млн руб., и это существенная помощь. С федеральными властями мы обсуждали ряд мер возможной поддержки. Помимо субсидий это еще отсрочка по выполнению некоторых обязательств, налоговые льготы. В итоге нам и еще ряду пострадавших отраслей предоставили отсрочку в 2022–2023 гг. по оплате соцвзносов. А вот вопрос с освобождением от НДС кинобаров (по аналогии с ресторанами и кафе, которые уже имеют эту льготу), до сих пор не решен.

Если говорить не о прямой финансовой поддержке, то для восстановления кинотеатральной отрасли нужна помощь государства в формировании информационного фокуса на большое российское кино. Только рекламного бюджета в текущих реалиях может быть не достаточно.

Кино – развлечение, доступное для широкого круга населения, с учетом того, что работает «Пушкинская карта». Но зрительские ожидания надо раскачивать заранее, и тогда итоговые результаты будут на порядок выше. Взять, к примеру, 20 главных отечественных фильмов, обозначив их как стратегически важные, которые планируется выпустить в прокат с сентября 2023 г. по сентябрь 2024 г., и в течение года оказывать им системную медийную поддержку в федеральных СМИ, несмотря на наличие или отсутствие медиахолдинга в партнерах, с привлечением лидеров мнений, региональную поддержку, потому что, например, о достижениях якутского кино по-прежнему знают очень немногие. А они есть. Аналогичный формат предполагалось запустить осенью 2020 г., когда все думали, что ковид пошел на спад. Но не успели, началась новая волна пандемии.

«Проект «Видеоблогеры в кино» пользуется популярностью»

– Правильно понимаю, что речь о том, чтобы продвигать кинопоказ на государственном уровне? Но министр культуры Ольга Любимова в прошлом году говорила, что кинотеатрам самим необходимо начать работать над тем, чтобы привлекать аудиторию, придумывать программы, продвигать репертуар...

– Мы не ожидаем, что профильные министерства будут выступать как PR-агентства для кинобизнеса. Речь скорее о создании рабочей группы с участием госструктур и участников отрасли, чтобы сформировать образ российского кино и продвигать его как важную составляющую культурной жизни. Тогда совместными усилиями мы сможем выстроить новую архитектуру кинотеатрального рынка. Сейчас в нем полный хаос. Мы формируем и обсуждаем предложения индустрии, планируем с ними выйти в ближайшее время.

Мы сами активно развиваем новые направления кинопоказа и расширяем уже существующие программы. К примеру, запустили проект «Видеоблогеры в кино», в рамках которого инфлюенсеры показывают новые выпуски своих проектов на большом экране. Под премьеру устраиваем встречи блогера с его подписчиками и поклонниками. Причем это не только федеральная история, но и региональная. В Новосибирске это новосибирские блогеры, в Калининграде – калининградские.

– То есть это платный показ?

– Да, это формат отдельного мероприятия в арендованном блогером зале с продажей билетов. В данном случае мы работаем не только на выручку, но и на привлечение в кинотеатры молодой аудитории, которая сегодня все реже ходит в кино. Блогерам это интересно как дополнительный источник монетизации, ведь они тоже лишились существенной части доходов (после того как в России заблокировали зарубежные соцсети и Google отключил монетизацию на YouTube для российских пользователей. – «Ведомости»). Проект «Видеоблогеры в кино» пользуется популярностью. 30 июня мы впервые сделаем «Киновыпускной». Школьники и студенты смогут отпраздновать начало нового этапа жизни в «Октябре». Для этого мы готовим большую развлекательную программу и премьеру фильма.

– Расширение существующих программ – это про что?

– Про расширение линейки альтернативного контента «Каро.Арт», в рамках которого за прошедший год состоялось 315 специальных событий. Также октябре 2022 г. мы впервые провели фестиваль «Каро.Арт», в программе было представлено 30 кинокартин. В основе концепции этого фестиваля – премьеры, ретроспективы мировой классики и экспериментальное кино. Фестиваль привлек несколько тысяч зрителей и теперь будет проходить на ежегодной основе.

Но, опять-таки, чтобы не было неправильной трактовки «успехов альтернативного контента», надо понимать, что это все-таки событийный контент, рассчитанный на узкую аудиторию. Широкой зрительской аудитории необходимо большое новое кино.

– А какова доля линейки «Каро.Арт» в кассовых сборах «Каро»?

– Порядка 6%. Поэтому логично, что выпавший контент мейджоров это направление не может полностью заместить.

– Весной прошлого года кинотеатры активно экспериментировали с азиатским, индийским и другим альтернативным контентом. Почему это не полетело?

– Китайское, индийское, латиноамериканское кино – это все в большинстве своем нишевые истории. Индустрии этих стран пока не ориентированы на российского зрителя.

– В советское время индийские фильмы собирали у нас полные кинозалы. Что изменилось?

– Изменился зритель, его насмотренность. Индийское кино тогда было в диковинку, это была экзотика. Но Индия и Китай – мощные кинопроизводящие страны. При этом страны Азии все шире представлены на профильных кинорынках в Берлине и Каннах. Если они поставят себе цель, например, занять какую-то серьезную долю на российском рынке, они этого смогут добиться. Но сейчас ситуация выглядит так, что они в этом направлении не смотрят. В том числе если говорить о маркетинговых бюджетах.

Голливуд под выпуск своих блокбастеров закладывал большие бюджеты на продвижение, а это играет существенную роль. Сейчас альтернативный контент закупают для показа на нашей территории небольшие независимые отечественные прокатчики, они же еще должны вложиться и в маркетинг. А когда нет возможности прогнозировать, сколько соберет фильм, поскольку это новый контент, это большие риски для таких инвестиций.

Другая ситуация у корейцев: они изначально свой продукт выпускают, ориентируясь на международный рынок, прокат и зрителя. Они его делают универсальным и понятным на любом языке. И у этого кино уже есть свой имидж и аудитория. С этим кино можно работать. Особенно хорошо «заходит» как корейское кино, так и музыка молодым людям. Это совершенно точно новый тренд в нашей культуре.

ООО «Каро фильм менеджмент»

Киносеть основана в 1997 г. По данным «Невафильм Research», «Каро» занимает вторую позицию среди киносетей – владельцев кинотеатров. Компании на 1 июня 2023 г. принадлежит 31 кинотеатр на 241 кинозал. По собственным данным «Каро», на указанную дату в собственности у киносети было 29 кинотеатров на 241 кинозал (на 1-м месте – объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино», которая владеет 71 кинотеатром на 595 кинозалов). Совладельцы «Каро фильм менеджмента» – UFG Private Equity, Российский фонд прямых инвестиций, Пол Хет. Финансовые показатели (РСБУ, 2022 г.): выручка – 2,2 млрд руб., чистый убыток – 1,3 млрд руб.

В июле мы запустим проект «Корейский квартал» при поддержке Корейского культурного центра. Он будет включать в себя не только кинопремьеры из Южной Кореи, но и тематические лекции, встречи с создателями. Всего можно будет увидеть шесть выдающихся картин мастеров современного корейского кинематографа: Пак Тэ-мина, Ли Джон-сока, Чон Ен-ги, Ли Хэ-ена, Чхве Сон-хена. Каждый фильм в подборке – призер международных фестивалей. Мы хотим познакомить зрителя с корейской культурой, чтобы вместе понять феномен ее успеха в мире. Помимо кинопоказа планируем партнерство с корейскими ресторанами, марками одежды и косметики.

«Пиратские сеансы себя коммерчески не оправдывают»

– Некоторые ваши коллеги так не заморачиваются с прокатом легально поступающей в страну кинопродукции, а показывают себе пиратские копии. Почему «Каро» не показывает «пиратку»?

– Не все на рынке пиратят. Помимо нас «пиратку» не показывают еще две крупные киносети – объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино», а также «Синема стар». Что касается тех, кто показывает, то вряд ли это было для них простым решением. Публичный показ без прокатного удостоверения и отсутствие отчетности в ЕАИС – это нарушение федерального законодательства о кинематографии. Такое нарушение влечет за собой наказание в виде штрафов (фиксированные и оборотные, в % от выручки компании за год), риск закрытия площадок в случае повторных нарушений, а также уголовное преследование генерального директора за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ).

У истории с показом «пиратки» есть два аспекта. Первый – коммерческий. В случае с ожидаемыми и большими релизами, может, и сработает. Но если пиратский релиз не «Аватар», без маркетинга он плохо собирает. Мы анализировали сборы, заполняемость залов коллег на пиратских сеансах и поняли, что в большинстве случаев это себя коммерчески не оправдывает. Ведь эти сборы были не плюсом к тому, что можно было заработать на легальных релизах. А вместо них. Пиратское кино входит в конфликт с легальным контентом, которому просто может не хватить места в кинозалах, потому что в них расписана «пиратка». А это могут быть и отличные кинокартины, в создание и продвижение которых вложились продюсеры и прокатчики. И по итогам проката оно не соберет свою кассу.

Мы решили показывать легальное кино, и это сработало. За I квартал доля сборов «Каро» в российском бокс-офисе выросла на 1,5%. Если бы она упала – да, можно было бы говорить, что произошло перераспределение в пользу тех, кто показывает пиратский контент. Но наша доля выросла, что значит, что работает российский продукт, работает легальный иностранный продукт, если им заниматься.

Второй аспект, безусловно, этический. Потому что, когда компания занимается пиратством, она в общем-то прямо дает своим сотрудникам определенный месседж – так можно. И произойти может то, с чем кинотеатры после 90-х боролись очень долго, – криминализация бизнеса. Мы не готовы делать своих сотрудников соучастниками преступления, ведь именно персоналу придется взаимодействовать с проверяющими и правоохранительными органами, недовольными гостями и т. д. А гостей это тоже может коснуться в случае остановки нелегального сеанса, которая может произойти в любой момент.

– Вы сказали, что вынуждены были закрыть в прошлом году восемь площадок. А что с программой развития «Каро»? У киносети были масштабные планы по модернизации и запуску новых площадок.

– В предыдущие годы вместе с девелопером ADG Group мы запустили шесть площадок на базе отреставрированных старых советских кинотеатров. Они хорошо работают. У нас действительно были амбиции по модернизации и реконструкции входящих в сеть кинотеатров, а также планы по запуску новых площадок. Но в прошлом году – по понятным причинам – нам их пришлось одномоментно свернуть.

– Понятно, на какой срок?

– Пока нет. На неопределенный срок. Но одну новую площадку мы в ближайшее время все-таки запустим – кинотеатр «Каро 8 Краснодар». Мы видим здесь потенциал: Краснодар – очень активный город с точки зрения походов в кино. В самом центре мы строим восьмизальный кинотеатр нового поколения с современным оборудованием, все залы там будут с креслами-реклайнерами (кресла с откидывающейся спинкой и выдвигающейся подставкой для ног. – «Ведомости»). Эту концепцию мы уже успешно реализовали в кинотеатрах в Новосибирске, Тюмени, Москве. Сейчас эти площадки являются лидерами регионов. Есть еще несколько интересных регионов с отличными перспективами, но сейчас не хотим загадывать.

В целом мы сейчас сосредоточены на диверсификации бизнеса. Наша основная цель и стратегия – не зависеть от какого-то одного направления деятельности, чтобы избежать повторения ситуации прошлого года.

– Расскажите о том, как именно планируете диверсифицировать бизнес.

– Если говорить о репертуаре, есть ряд проектов, которые планируем реализовать в этом году. В сентябре стартует проект под рабочим названием «Театр в кино». Лучшие театральные постановки со всей России можно будет увидеть в кинотеатрах. Это стало возможным благодаря специальному репертуару, подготовленному каналом «Россия-Культура». Уже более 15 театров открыли свои двери для съемочной группы: Новосибирский театр оперы и балета, «Новая опера», Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, «Геликон-опера», Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац, Центральный театр кукол им. С. В. Образцова и многие другие. Также к проекту будут привлечены компании, которые уже владеют библиотекой прав на лучшие мировые спектакли. Премьеры будут проходить каждый месяц с участием создателей. Далее будет идти широкий прокат – по предварительным оценкам, около 100 городов.

Прокатом «Театра в кино» в России будет заниматься дистрибуционная компания «Кино.Арт.Про», которую мы с партнерами создали в прошлом году. Фокус компании – крупные российские фильмы и спецпроекты, а также иностранное – преимущественно корейское – кино, фестивальные хиты. Компания уже выпустила 14 картин с совокупными сборами свыше 50 млн руб., среди которых – «Призрачный дом», «Святой Архипелаг», «Кто убил Блэкберри». Сейчас в Каннах мы купили права на один из главных фильмов фестиваля – волшебную сказку из Италии «Химера» Аличе Рорвахер. В III квартале 2023 г. мы выпустим еще семь кинокартин, включая несколько корейских хитов.