Тина Канделаки: «Я, честно говоря, бегу от элитарного контента»

Директор ТНТ о том, почему на ТВ не работают платформенные сериалы, и о ставке на народные хиты
Директор телеканала ТНТ Тина Канделаки/ Андрей Гордеев / Ведомости

ТНТ – флагманский развлекательный канал холдинга «Газпром-медиа», ассоциирующийся у зрителей с такими хитами, как Comedy Club, «Дом-2», «Битва экстрасенсов» и т. д., с 2015 г. поступательно терял свою аудиторию. В феврале 2022 г. ТНТ возглавила Тина Канделаки. Канал, долгие годы сотрудничавший преимущественно с тремя производителями контента – Comedy Club, 1-2-3 Production и Good Story Media, существенно расширил число продакшнов и начал менять свою сетку.

В первом интервью после своего назначения на пост директора ТНТ Канделаки рассказала «Ведомостям» о том, почему согласилась возглавить этот канал, чем обусловлены ставка на народные хиты и уход от премиального платформенного контента, а также какие популярные проекты ТНТ начнут снова выходить в эфир.

– Вы курируете развлекательные каналы «Газпром-медиа» (ГПМ) с осени 2021 г., когда были назначены заместителем гендиректора этого холдинга, управляющим директором субхолдинга «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» (ГПМ РТВ, управляет каналами ТНТ, «Пятница», ТВ3, «2 х 2» и т. д.). Уже тогда было очевидно, что флагманский развлекательный канал холдинга – ТНТ – теряет свою аудиторию. Какие задачи поставило тогда руководство холдинга? В чем на тот момент виделись ключевые проблемы ТНТ?

– На телевидении всегда две задачи – это рейтинги и деньги. И одна из первоочередных задач действительно была – остановить падение телесмотрения на ТНТ, потому что доля и деньги этого канала являются основополагающими для ГПМ РТВ.

Причин снижения рейтингов ТНТ несколько. Это и взросление аудитории, и сокращение смотрения ТВ среди молодежи (которая всегда была ядром аудитории канала), а также привычное программирование «марафонами», которое становится неэффективным в условиях стремительно растущего количества теле- и платформенных премьер. Многие годы, как вы знаете, ТНТ показывало премиальный контент после 20.00. Это один-два премьерных сериала, а все остальное время сетку вещания составляли повторы сериалов. С годами повторяемость работает хуже, а безусловные хиты, такие как «Интерны», «Полицейский с Рублевки» и проч., ставшие главными брендами канала, постепенно устаревают. Все это не могло не начать сказываться на аудиторных показателях. Как бы мы ни «бомбили» в прайме, если в дневном эфире смотрение падает, это влияет на общую долю канала. Таким образом, передо мной стояла непростая задача – расширить контентное предложение, отвечающее актуальным интересам аудитории канала, и сохранить при этом бренд ТНТ.

Тина Канделаки

директор телеканала ТНТ
Родилась 10 ноября 1975 г. в Тбилиси. Окончила факультет журналистики Тбилисского государственного университета и факультет международных отношений РГГУ
2002
ведущая шоу «Детали» на канале СТС
2003
ведущая телеигры «Самый умный», СТС
2008
ведущая программы «Нереальная политика», НТВ, «Рен ТВ»
2008
совладелица коммуникационного агентства «Апостол»
2009
продюсер и ведущая программы «Инфомания», СТС
2015
генпродюсер телеканала «Матч ТВ»
2021
заместитель гендиректора «Газпром-медиа», управляющий директор ГПМ РТВ
2022
директор ТНТ, с сохранением прежних должностей
– То есть повторы совсем перестали работать?

– Все не так однозначно: бывают недели, когда один и тот же контент дает долю 12%, а через неделю уже 8%. То есть в целом это своеобразная рулетка – сегодня включили и посмотрели, а завтра уже нет. Поэтому перестраивание эфирной сетки – это то, с чего я и команда, которая пришла на ТНТ, начали свою работу.

«Мы починили выходные»

– Ваша команда – это в том числе Аркадий Водахов, который стал генпродюсером ТНТ в декабре 2021 г. А в начале февраля 2022 г. вы возглавили ТНТ. Чья это была инициатива, чтобы вы стали директором ТНТ?

– Гендиректора ГПМ Александра Жарова. Он, безусловно, вел переговоры с достаточным количеством людей, достойных возглавить ТНТ. Но, наверное, все достойные профессиональные и, главное, рациональные люди очень хорошо понимали, что возглавить ТНТ – это значит радикально изменить свою жизнь. Большие продюсеры в России, моего поколения, уже выросли, у них есть производство, они зарабатывают достаточное количество денег и предпочитают жить свободной жизнью. Много времени проводить в разных странах, вести там переговоры, смотреть проекты и т. д. Ради этого люди работали по 30–40 лет, чтобы потом жить так, как им хочется.

Человек, который был бы готов возглавить ТНТ, в первую очередь должен был ответить на вопрос: готов ли он изменить свою собственную жизнь, в частности работать 24 на 7? Потому что ТНТ был тогда в том положении, что, став его руководителем, расслабиться бы не получилось еще долгие годы.

– Ну вас вряд ли можно назвать нерациональным человеком. Что вас мотивировало принять это предложение?

– Все очень просто: сошлось несколько факторов. Александр Александрович [Жаров]―– человек, который ставит иногда очень сложнодостижимые цели. И все, кто с ним работает в близком контакте, это знают. А я в силу азарта, в силу характера от таких вещей не могу отказываться. Если хочешь меня раззадорить – скажи, что что-то невозможно сделать. Большие вызовы меня всегда драйвят.

Многие тогда говорили, что люди перестали смотреть телевизор, звезды ушли в интернет и т. д. Давайте, мол, смиримся с мыслью, что лучшие годы ТНТ в прошлом. Мне тогда Александр Александрович сказал, что верит в то, что ТНТ вновь может стать лучшим развлекательным каналом страны, а дальше был вопрос: «Справишься ли ты с этим?» В принципе, больше ничего и не надо было. Мысли о том, что еще сделать, чтобы добиться поставленной цели, навязчиво существуют в моей голове 24 часа 7 дней в неделю. Это не только моя особенность – это свойственно всем телевизионным руководителям.

– По итогам 2022 г. доля ТНТ в целевой аудитории канала была 7,4%, а в январе – ноябре 2023 г. составила 8,2%. За счет чего ее удалось нарастить?

– Мы починили выходные, которые имели свои проблемы. В субботу ТНТ традиционно выигрывал в аудитории 14–44 благодаря «Битве экстрасенсов». Но строить сетку выходного дня на одном тайтле опасно. Наличие вечером субботы одной «Музыкальной интуиции» тоже было недостаточно: зритель любит сериальность, последовательность, когда аттракцион развлечений продолжается. Закончилась «Музыкальная интуиция» – дальше должна быть музыка или развлечения в других формах: те же «Ярче звезд», та же «Конфетка», которую мы придумали.

Воскресенье мы перепрограммировали, исходя из того, чтобы в эфире было достаточное количество премьерного развлекательного контента. Если сейчас посмотреть, с кем мы конкурируем в выходные, это не только развлекательные каналы, но и «Россия 1» (входит в госхолдинг ВГТРК), чья программа «Ну-ка, все вместе!» агрегирует нашу аудиторию.

Мы обратили внимание на реалити, запустили «Звезды в Африке» и на основе этого формата начали готовить другие проекты – «Выжить в Дубае», «Выжить в Самарканде», «Сокровища императора», который мы снимали в Китае, и т. д. Если из сезона в сезон в реалити ничего не менять, зритель устает. Дальше нам нужна была фабрика по производству новых звезд в юмористическом жанре, и мы запустили «Лигу городов». Это совсем новый проект, поэтому ему нужно какое-то время, чтобы цифры устаканились. Также в воскресенье нужен был большой развлекательный формат late night show. Мы предложили делать такое шоу Павлу Воле, и у нас это получилось. «Шоу Воли» стабильно держится в сетке, видно, что у Паши появилась своя аудитория.

Выходные было легко починить, потому что было понятно, на чем развивать контент, какие программы делать и как начать выигрывать у конкурентов в аудитории 14–44 в субботу и воскресенье. С буднями сложнее, но в этом году мы заложили много всего нового, сделали предпродакшн и сейчас уже входим в съемки проектов, которые в следующем году вы увидите в будни в предпрайме. Хотя, к сожалению или к счастью, некоторые из них получаются настолько хорошими, что речь опять заходит о прайме. Посмотрим.

«Равенство в России – это справедливо»

– Многие годы эфирная сетка ТНТ держалась на трех китах-производителях – Comedy Club, 1-2-3 Production и Good Story Media. Сейчас на канале идет ротация продакшнов, появляются новые – в частности, Кинокомпания братьев Андреасян (К.Б.А.) начала активно производить для ТНТ проекты. Чем это обусловлено?

– И Comedy Club, и 1-2-3 Production, и Good Story Media остаются нашими ключевыми партнерами, но к ним действительно стали добавляться новые продакшны

– «ВайТ медиа», «План Б», «Руки вверх продакшн», «Медиаслово», К.Б.А., «Ген продакшн» и др. Мы с Аркадием Водаховым строим взаимодействие с производителями, деля их на разные группы по типу контента – премиальные и народные хиты, а также на разные скоростные результаты. Возьмем, например, мой любимый сериал «Гусар» с Гариком Харламовым в главной роли (производство Comedy Club Production. – «Ведомости»), второй сезон. Вы его ждете?

– Нет, не мой формат.

– А я очень жду. Его запустили в производство в 2022 г. Офигенный сериал в конце концов будет. Но очень долго снимается. Или сериал «Купцы и дети» (производство Good Story Media. – «Ведомости»): если все будет хорошо, вы его увидите в 2024 г. Но слышали-то вы про этот проект еще в 2022 г. Понимаете? Это очень долго! Проблемы многих сериалов, в особенности премиальных, заключаются в том, что они являются долгостроем.

Но посмотрите, что случилось после начала СВО? Изменился запрос, нарратив. Те темы, которые были актуальны два года назад, просто исчезли из повестки. Например, есть такой сериал – «АльфаРомео» (оригинальный проект видеосервиса Start. – «Ведомости») о фемактивистке. Сегодня его актуальность на телевидении стремительно приблизилась к нулю. На платформе – да, наверное, те, кто по-прежнему чувствуют себя в глубине души или не в глубине души феминистками, им важно найти свою героиню.

– А вы феминистка?

– Я же грузинка.

– Грузинки не бывают феминистками?

– Вообще-то у нас была царица Тамара. Но отвечая на ваш вопрос – я не феминистка. Я постсоветский человек, и на моей памяти женщинам всегда давалась возможность работать и зарабатывать. В России никто и никогда не ущемлял женщину, не говорил, что ее социальная роль сводится к системе ценностей kinder, küche, kirche (нем. «дети, кухня, церковь»). Вспомните хотя бы, сколько императриц у нас было. Мое мнение – тема феминизма в России появилась искусственно, потому что если это действительно было бы проблемой, то она бы осталась в дискурсе. Вообще, за последние два года многое изменилось – какие-то темы перестали быть важными и отпали, а что-то, наоборот, стало резко актуальным.

Например, в чем успех «Бедного олигарха» (сериал производства К.Б.А. – «Ведомости»)? В том, что этот сериал очень быстро рассказал об актуальной теме. Было ли для российской аудитории интересным узнать, почему люди, заработавшие в нашей стране невероятные деньги, вдруг стали англичанами? Было! Было ли любопытно российской аудитории понаблюдать за тем, как у этих людей власти тех стран, гражданами которых они стали, вдруг стали всё отнимать – яхты, недвижимость и они впервые за 25 лет вынуждены были сами убирать свой дом? Было! И так далее. Российские олигархи оказались по большому счету не нужны ни одной стране в мире.

Тема суперактуальная – вспомните, как все это читали в новостях СМИ, в Telegram, а затем обсуждали. Но по этой теме не было ни одного сериала. Мы очень оперативно запустили эту историю в производство, практически на коленках за три месяца ее сняли и дали в эфир. Сериал имел успех у зрителей. Максимальная доля серии первого сезона «Бедного олигарха» (вышел в 2022 г. – «Ведомости») составила 12,8%, аналогичный показатель по второму сезону (вышел в 2023 г. – «Ведомости») – 11,8%.

– Вопросы к продакшну братьев Андреасян зачастую как раз и сводятся к тому, что их проекты создаются на коленках...

– Про братьев Андреасян могу сказать, что правило о том, что количество в какой-то момент переходит в качество, работает. В случае с ТНТ это сработало. Их проекты в нашем эфире прошли с хорошими аудиторными показателями, в большинстве случаев со средней долей сезона выше 10%. А второй сезон сериала «Ресторан по понятиям» дал среднюю долю в 13,1%.

– Успех «Бедного олигарха» в каком-то смысле логичен. У аудитории есть запрос на социальную справедливость. Это показал еще фильм «Холоп», вышедший в прокат в 2019 г. и до 2023 г. являвшийся самым кассовым российским фильмом (кассовые сборы почти 3,1 млрд руб., по данным ЕАИС государственного Фонда кино).

– Абсолютно верно. «Холоп» стал первой ласточкой. Еще один лидер ТНТ по смотрению в этом году – сериал «Просто Михалыч». Простой сибиряк приезжает в столицу, селится на Рублевке у своих разжиревших родственников. Его цель – отбить у москвичей родной лесхоз, где у него лесопилка. Но параллельно с этим он напоминает своим родственникам, что в жизни главное и почему так важно не забывать свои корни.

Вообще, все герои, о которых я говорю, – это, как правило, люди с советским прошлым. А в СССР было равенство. За эти 30 лет после распада Союза сформировался класс богатых и супербогатых, но сознание людей кардинально не поменялось. Принятие какой-то социальной группы, которая значительно выше нас, по-прежнему отсутствует. Равенство в России – это справедливо, а неравенство – несправедливо. У нас во многих сериалах это лейтмотивом идет, потому что это – народное, настоящее.

Телеканал ТНТ

ТНТ был запущен в 1998 г. Принадлежит холдингу «Газпром-медиа». С 2002 по 2013 г. ТНТ руководил Роман Петренко, и за этот период канал стал абсолютным лидером в своей целевой аудитории (ЦА). По итогам 2012 г. (последний полный год работы канала под руководством Петренко) доля вещателя в целевой аудитории канала (зрители в возрасте 14–44 лет) равнялась уже 13,4%, свидетельствуют данные исследовательской компании Mediascope. В мае 2004 г. в эфире ТНТ начало выходить реалити-шоу «Дом-2». В апреле 2005 г. состоялась премьера Comedy Сlub. Это шоу и другие проекты Comedy Сlub Production («Наша Russia», «Интерны» и т. д.) на долгие годы стали визитной карточкой канала.
С 2015 г. ТНТ начал поступательно терять свою аудиторию. Ее отток не сумел остановить вернувшийся в 2018 г. бывший гендиректор ТНТ Роман Петренко. Так, если в 2018 г. доля ТНТ в ЦА канала составляла 10,1% – по итогам 2021 г. была равна 8,8%. В декабре 2021 г. ТНТ покинул генпродюсер канала Александр Дулерайн, а в начале 2022 г. ушел и Петренко. В феврале 2022 г. ТНТ возглавила Тина Канделаки.
Выручка АО «ТНТ-телесеть» (юрлицо канала) в 2021 г. составила 28,7 млрд руб., чистая прибыль – почти 4,6 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». По итогам 2022 г. холдинг «Газпром-медиа» и его активы не раскрывали свои финансовые показатели.

Когда я пришла, на ТНТ, была линейка премиального драматического платформенного контента. Это была ставка Саши Дулерайна (генпродюсер ТНТ до декабря 2021 г. – «Ведомости») и Романа Петренко (гендиректор ТНТ до февраля 2022 г.), которых я безгранично уважаю. Но понимаете, в чем дело, – платформенный контент, безусловно, хорош. Но, к сожалению, в большей степени он хорош именно для платформ. Я, честно говоря, еще не видела ни одного супербольшого успеха платформенного проекта, а мы их много закупали для ТНТ. Тот же «ЮЗЗЗ» (оригинальный сериал видеосервиса Premier. – «Ведомости»), который мы купили, – это блестящий, очень крепкий драматический сериал, но он провалился на ТНТ. В целом пока из платформенных сериалов более или менее успешно – c долей 11,2% – прошел первый сезон «Двух холмов» (оригинальный сериал видеосервиса Start. – «Ведомости»).

– Доля 11,2% – это разве «более-менее»?

– Здесь я, наверное, уточню, что считаю большим успехом. У нас постоянно возникают споры с производителями контента, в том числе платформами. Они мне говорят: «Почему ты недовольна, когда проекты идут с десяткой (долей 10%. – «Ведомости»)? Это же выше средней доли канала?» А я всем пытаюсь объяснить, что средняя доля канала формируется во многом за счет прайма. Если в прайме у нас доля 15% и выше – к примеру, когда шли премьерные «Реальные пацаны», доля там была под 18%, – то у нас и средняя доля канала по месяцу была выше. Исторически сериальный премьерный слот ТНТ шел на 30–50% выше средней доли канала. Это ожидание актуально и сейчас, от новых сериалов. В этом году у ТНТ KPI по доле – 7,8%, но мы уже целимся в то, чтобы подниматься выше 8% по итогам года.

«Светлаков + Галустян – что получается?»

– Ротация коснулась не только продакшнов ТНТ, но и руководителей каналов ГПМ РТВ. С осени 2021 г. поменялись руководители ТНТ, ТВ3, «2 х 2». Уцелел только гендиректор «Пятницы!» и «Субботы» Николай Картозия. Ему стоит опасаться за свое будущее в ГПМ?

– Николаю Борисовичу стоит беспокоиться сейчас только об одном – создании студии, которая будет производить контент для телеканалов ТНТ и ТВ3 (Картозия запустил «3 студию» для съемок таких проектов). Коля – продюсер, каких вообще очень мало в стране. Есть успешные производители фильмов, сериалов. Но тех, кто сумел создать, переформатировать канал и сделать его успешным, – единицы. «Пятница!» уже стоит на рельсах и будет только развиваться, делать более дорогие и широкомасштабные проекты. «Субботу» он еще перестраивает, и я верю, что у него это получится. Его таланта и невероятно бешеной энергии абсолютно достаточно для того, чтобы принять еще ряд вызовов. И так совпало, что запрос на то, что умеет делать Николай Борисович, в холдинге кратно повысился.

– А какой именно контент Картозия будет производить для ТНТ и ТВ3?

– Сериалы и программы для предпрайма и прайма. Также мы обсуждаем с ним замену дневному марафонному показу на ТНТ, создание новых скетчкомов. И уже есть ряд очень симпатичных проектов.

– В какой они стадии?

– Есть то, что в стадии обсуждения, что-то уже в разработке, на некоторые проекты есть уже пилоты.

– Картозия, кстати, не так давно в своем Telegram-канале довольно резко высказался в адрес топ-менеджеров видеосервисов, которые «тратят десятки миллионов рублей» на один эпизод сериала. Его посыл в итоге сводился к тому, что «можно расти и без сериалов, на дерзких реалити-шоу». Судя по тому, что на недавней презентации нового сезона ТНТ было объявлено о планах выпуска целого ряда новых проектов в формате реалити, и можно, наверное, даже говорить о буме реалити на ТНТ, вы эту точку зрения разделяете?

– Он это говорит, основываясь на своем опыте работы над реалити-шоу «Пацанки», теперь уже «Новые пацанки», которое блестяще идет как в эфире «Пятницы!», так и на видеосервисе Premier.

В чем разница между реалити и теми же сериалами? У них разное ценообразование и финансовая модель. Сериал дает нам возможность заработать деньги на размещении прямой рекламы и его последующей продаже, к примеру, на платформы. И к тому же его можно не раз повторять в эфире. А реалити – это событие одного показа, но если вы посмотрите наши реалити, то увидите, что мы в ГПМ РТВ просто чемпионы по продаже спонсорской рекламы. И в этом смысле, конечно, Николай Борисович – один из лидеров. Поэтому, производя реалити, мы с ним прекрасно понимаем, что доли в эфире будут высокие, мы заработаем много денег по прямой рекламе плюс еще мы продадим спонсорство и улучшим финансовый результат.

– А по затратам на производство реалити-шоу сопоставимы с сериалами?

– Не всегда. Стоимость сериалов у коллег, как я слышала, может составлять и 60–80 млн руб. за серию. Какое реалити можно снять за такие деньги? На Марсе, наверное, если только. 

– В каком-то смысле ТНТ вернулся к тому, от чего уходил. В 2020 г. на канале перестал выходить «Дом-2». И тогда гендиректор ГПМ Александр Жаров в интервью «Коммерсанту» признавал, что проект успешный, но при этом «очень дорогой в производстве». Почему сейчас решили вернуться к формату реалити, можете пояснить?

– Легко. Когда мы с ним говорили про «Дом-2», его позиция была – проект перестал быть тем реалити, из которого выходят звезды. Посиделки у костра в Подмосковье уже мало кому были интересны, а если реалити не развивается, оно умирает. И то, что тогда было принято это сложнейшее решение, это очень здорово. Потому что, если бы канал этого не сделал, не было бы этой новой линейки реалити – «Новые звезды в Африке», «Выжить в Дубае», «Сокровища императора» и т. д. А реалити необходимы ТНТ, они в ДНК этого канала.

– 2023 год на российском ТВ стал годом камбэков. СТС в начале осени показал новых «Папиных дочек», вы планируете поставить во второй половине декабря в эфир ТНТ сериал про Букиных, на ТНТ вернулся Сергей Светлаков. Каких проектов стоит ожидать от Светлакова или с его участием?

– Студия «Свердловск» Сергея Светлакова уже произвела для нас сериал «Казачок», сейчас он работает над новым скетчкомом «Светлаков +», в планах полный метр. А дальше будем двигаться в сторону «Нашей Russia».

– «Наша Russia» вернется на ТНТ?

– У нас уже есть шоу «Галустян +», в 2024 г. начнет выходить «Светлаков +». А теперь давайте поставим плюс между ними. Светлаков + Галустян – что получается?

– «Наша Russia».

– Вы сами ответили на этот вопрос.

– Шоу так и будет называться – «Наша Russia»?

– Пока деталей больше раскрыть не могу.

«Зритель гораздо сложнее, чем мы можем это проанализировать»

– Пока все, что мы с вами обсуждаем, подпадает, скорее, под категорию «народный хит». Это осознанный уход от той элитарности, которую, делая ставку на премиальный платформенный контент, закладывали в концепцию развития канала ТНТ Дулерайн и Петренко?

– Каждый генпродюсер и гендиректор при программировании канала опирается не только на аналитические исследования, но и на свой собственный профессиональный опыт, предпочтения, вкус и другие субъективные факторы. От этого никуда не деться. В целом, когда мы с Аркадием Водаховым отбираем проекты для ТНТ, мы все-таки ориентируемся не на элитарный или народный контент, а на истории. Чем ближе эти истории к народу, тем больше зрителей они привлекают. Успех франшиз «Реальные пацаны», «Иванько», «Жуки», «Патриот», «Просто Михалыч» и т. д. доказал это.

Я, честно говоря, бегу от элитарного контента, потому что для широкой аудитории он может быть непонятным. К примеру, мне очень понравился психологический сериал «Вне себя» с Евгением Стычкиным. Но для эфира ТНТ в 20.00 или 21.00, когда человек пришел с работы и хочет посмотреть что-то перед сном, это слишком сложная история. Зрителю хочется простых историй, расслабиться, посмеяться. И что немаловажно – чтобы был happy end, чтобы Лина Миримская, сколько бы она кругами ни ходила, оказалась в объятиях Дениса Шведова (исполнители главных ролей в сериале Good Story Media «Иванько». – «Ведомости»). «Иванько» вообще эталонный для меня проект. Когда я с производителями общаюсь, я им говорю: «Я хочу, чтобы было вот как тут. Чтобы все в финале были счастливы».

– Под широкой аудиторией вы имеете в виду «100-» – устойчивое выражение, обозначающее телеаудиторию в городах с населением менее 100 000 жителей?

– Конечно. Я часто слышу от коллег, что в «100+» мы первые. Но нам надо и в «100-» выигрывать, потому что общая доля складывается из «100+» и «100-» и эти панели практически сравнялись по влиянию. Очевидно, это сказывается и на контенте. Нам надо двигаться с учетом интересов малых городов, находить истории, которые обе аудитории объединяют.

Еще я остаюсь при мнении о том, что телевидение должно делать людей хотя бы чуточку лучше. Поэтому важно производить и выпускать в эфир такие сериалы, как, например, «Друг на час». Он про столкновение двух разных поколений, которое в ходе развития сюжета перерастает во взаимопомощь, взаимовыручку. Герой Сергея Шакурова после смерти жены и выхода на пенсию утратил смысл жизни, но обретает его, помогая своему непутевому молодому товарищу (Борис Дергачев). А тот, в свою очередь, начинает больше понимать про то, что такое ответственность и что такое быть взрослым. Герои ТНТ в целом повзрослели за эти годы. Это уже не те, кто может только троллить, смеяться, плеваться и быть хулиганами, они переросли этот возраст. Как и зритель ТНТ – он стал взрослее.

– А есть данные по тому, зрители какого возраста являются на сегодня ядром аудитории ТНТ?

– Да, есть. В 2013 г. ядром аудитории ТНТ – 62% – были зрители в возрасте 20–34 лет. Сейчас почти 80% аудитории канала составляют зрители, которым от 30 до 44 лет. Женская аудитория у нас по-прежнему преобладает, но ее доля за последние 10 лет снизилась с 58 до 56%. Но это в среднем, а так есть, конечно, более женские и более мужские проекты. И есть совершенно неожиданные вещи по смотрению. Меня, к примеру, совершенно поразило то, что «Битву экстрасенсов» смотрят подростки.

– А много у вас зрителей-подростков? И есть понимание по их предпочтениям?

– 5,5% – это зрители от 14 до 19 лет. Про них нужно понимать, что это первое поколение, которое выросло с «телевизором» в кармане, только по нему еще можно звонить. Они не включают телевизор в 20.00 или 21.00. Это, скорее, происходит незапланированно, просто потому, что так сложились обстоятельства. Но это не значит, что они не выбирают наш контент: мы видим, как после эфира видео с героями ТНТ разлетаются на мемы в соцсетях и попадают в тренды платформ. В целом со временем я все больше убеждаюсь в том, что зритель гораздо сложнее, чем мы можем это проанализировать.