Жюльет Бинош: «Когда веришь, все получается»

Французская актриса рассказала «Ведомостям» об отношении к кулинарии и провокационных героинях
Evan Agostini / AP

Французская актриса Жюльет Бинош хорошо знакома с миром высокой кухни и изысканных десертов – в 2000 г. весь мир восхитила «вкусная» драма «Шоколад», в которой ее героиня очаровывала жителей небольшой деревни своим кулинарным талантом. Спустя 24 года Бинош эффектно возвращается к сотейникам и венчикам: на этот раз в фильме «Рецепт любви» актриса сыграла Эжени, одаренную повариху во Франции XIX в. Символично, что картина выходит в российский прокат 14 февраля.

Эжени делит рабочее пространство (а иногда и спальню) с Доденом (Бенуа Мажимель), знаменитым кулинаром, способным покорить вкусовые рецепторы известных гурманов. Только за 20 лет сотрудничества Домен так и не смог завоевать благосклонность Эжени, чтобы получить согласие на брак.

Премьера «Рецепта любви» состоялась на Каннском кинофестивале, где его автор, французский постановщик вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг (известен также по проектам «Вечность», «Норвежский лес», «Аромат зеленой папайи». – «Ведомости»), получил приз за лучшую режиссуру. В кадре виртуозно смешиваются ингредиенты, рассказы о рецептах, признания в любви и колоритные виды старинных интерьеров и пейзажей Западной Франции, где снимали картину.

В интервью «Ведомостям» исполнительница главной женской роли Жюльет Бинош рассказала, как легендарный шеф-повар «Мишлен» открыл для нее мир высокой кухни, а также поразмышляла о том, что общего у «Рецепта любви» и плутовского романа.

– Каково было работать с Чан Ань Хунгом?

– У него есть истинное чувство ритма. Он не боится тихих сцен, медленных эпизодов. Он из тех, кто снимает с любовью, снимает со своим особым изяществом. Чан Ань Хунг умеет слушать. Именно поэтому я и хотела с ним поработать – в нем есть мягкость, причем не наигранная. Такую нередко можно встретить в Азии, где не боятся медлительности.

– Не могли бы вы подробнее рассказать, что именно вас так привлекло в данном фильме?

– Противостояние жизни и смерти. Моя героиня живет, можно сказать, на некой грани. Она скрывает неизбежное, чувствует это, знает, что ее ждет, но не хочет расстраивать любовь всей своей жизни. Она находится во внутреннем конфликте и в то же время пытается быть живой, влюбленной и по-прежнему идеальной во всем. Это пленяет. Еще эта женщина умеет бросать вызов этому миру, причем во многом: и в жизни, и в любви.

– Ваша героиня вообще очень многогранна и свободолюбива.

– Да, это ее плюс, что вполне очевидно. Эжени ценит свою свободу. Хочет, чтобы ей никто не указывал, она противится такому. Подобное сопротивление преумножает, усиливает желание. И это легко понять. У них обоих, у Додена и Эжени, есть чувство юмора. Они поддразнивают друг друга. Кстати, это характерно для героев Мариво (Пьер де Мариво – драматург XVIII в., автор плутовских романов. – «Ведомости»), для «французской» стороны Додена. Он нежно соблазняет, он рвется в бой.

– Он также вовлекает ее в настоящие словесные баталии.

– Да, именно так.

– Еще интересно, что ваша героиня показана как бы «привязанной к земле». Доден обитает на кухне и в столовой, а Эжени делит время между кухней и садом или огородом. И зритель чувствует ее привязанность к почве.

– Да, ведь кулинария начинается с земли. Через эту связь можно возвысить материальное до уровня предмета искусства. Стремление повара, его любовь к простым продуктам превращают материальное в композицию ощущений, вкусов, ароматов, цветов. Это то, что делает кулинарию искусством. И именно в земле, в ее дарах можно найти квинтэссенцию всех этих разнообразных вкусов и создать нечто необычное. В то, что вы пробуете и удивляетесь. Посредством вкуса вы открываете новые двери, новые смыслы. Вы словно пробуждаетесь. Это действительно высокая кухня, особая кухня. Когда каждый кусочек блюда пробуждает в вас новые знания.

– Испытывали ли вы сами похожие ощущения?

– Недавно Пьер Ганьер (шеф-повар, удостоенный 14 звезд «Мишлен», выступал в качестве кулинарного консультанта в фильме. – «Ведомости») пригласил меня в свой ресторан. И помог вспомнить это чувство. Обычно мы говорим о еде просто, не задумываясь. Мы говорим: «Это вкусно, а тут не хватает того или этого». Но когда ты ошеломлен, ты восклицаешь: «Что это?»

Эти ощущения похожи на фейерверк. Ты будто съедаешь ассорти блюд, ассорти закусок. Все кусочки разные. И это то самое искусство, которое требует особого знания от повара. Оно требует ноу-хау или таланта понимать, что с чем сочетается.

– А каковы ваши собственные отношения с кухней в жизни? Любите ли вы не только пробовать блюда, но и создавать их? Как часто вы сами готовите еду и как ее подаете?

– Честно говоря, я провожу на кухне больше времени, когда у меня в гостях друзья или родные. Но в целом стараюсь готовить по принципу «быстро и вкусно». Я, например, умею очень быстро чистить овощи.

– Насколько для вас важны ингредиенты, которые используете в приготовлении?

– Я стараюсь покупать органические продукты. Я научилась этому у своей мамы в семидесятые. Она очень следила за качеством продуктов, понимала, что здоровье зависит от пищи. Мы это знали тогда и обращаем на это внимание и сейчас. А потом, порой хватает отличного хлеба с прекрасным маслом. И это уже будет просто роскошное блюдо.

– То есть вам было легко освоить все приемы в фильме? Точность ваших движений в кадре восхищает. И Бенуа не отстает.

– Можно сказать, что точность дается мне легко. Я много рисую и привыкла к такой точности. Нужно быстро учиться, на лету схватывать какие-то «фишки», особенности и приемы. Когда нужно отснять такой непростой дубль, надо просто верить. Когда веришь, все получается.