«Русалки»: в буре есть покой

На видеосервисах Wink и «Кинопоиск» выходит мистический детективный сериал о русалках

Маленький приморский городок на юге России. В 2003 г. сестры-близнецы Майя и Рита вместе с родителями отдыхали на берегу моря, и, пока Рита дремала, лежа на надувном матрасе, Майя зашла в воду и исчезла.

14 лет спустя Майю обнаружили в песчаных дюнах недалеко от морского побережья – мертвую, голую, непорочную и умершую всего лишь несколько часов назад в результате, как настаивает медэксперт, обезвоживания. Повзрослевшая Рита (Иева Андреевайте, известная по сериалу «Молодежка» и фильму «Хороший мальчик»), ставшая к этому времени полицейским следователем с тяжелым характером, рвется выяснить, что же приключилось с сестрой.

Меланхоличный начальник Риты (Мераб Нинидзе, известный по главной роли в фильме Алексея Германа-младшего «Дело» и по второстепенным ролям в американской «Родине» и австрийском «Комиссаре Рексе»), щадя ее чувства, решает, что лучше ей расследовать другое дело. Например, о странной гибели двух братьев-браконьеров, которые, как нам показывают во флешбэке, тихо-мирно браконьерствовали в море, а затем, словно завороженные неведомым призывом, прыгнули в воду и утонули. Впрочем, оба дела, возможно, очень даже связаны друг с другом.

Кроме Риты в этой многофигурной истории задействован еще десяток важных персонажей, и у каждого своя сюжетная линия, свои страсти и свои секреты. Пожилой отец Риты и Майи (Михаил Горевой, известный ролями русских в «Шпионском мосте» Спилберга и 20-м фильме бондианы «Умри, но не сейчас»), сломленный исчезновением дочери, опасливо косится на море и изо всех сил оберегает от него единственную внучку Юлю (Марта Кесслер, известная по фильмам «Сестренка» и «Союз спасения»). Та, напротив, грезит морем, пугающе странно себя ведет и улыбается лучезарно-обреченной улыбкой человека, судьба которого уже предрешена некими таинственными силами. Родственник дядя Юра (Константин Воробьев – Фердыщенко из сериала «Идиот») крышует местных браконьеров и знает про Майю больше, чем говорит. Новый напарник Риты (Петр Федоров, известный по сериалу «Перевал Дятлова» и фильму «Сталинград») ходит руки в боки, умеет вскрывать отмычкой замки и определенно что-то разнюхивает.

Повсюду расставлены символы и намеки, а рутинные полицейские дела об утопленниках и незаконной добыче икры мешаются с фольклорными мотивами и вещами, которые трудно объяснить иначе как волшебством. Мужчина экзотической шаманской внешности выходит из утреннего тумана и, воздев руки, кричит: «Дева!» Цыганский парнишка рисует кровью на стенах знаки-обереги. У некоторых персонажей обнаруживаются одинаковые татуировки, про которые сотрудница тату-салона испуганно объясняет, что они «нехорошие».

«Русалки» – российская адаптация израильского сериала Mermaids, осуществленная силами кинокомпании «Амедиа» (сериалы «Екатерина», «Золотая Орда» и т. д.) и продюсерской компании «Среда» (сериалы «Метод» и «Триггер»). Действие из Израиля вполне удачно перенесено в Ростовскую область, африканских нелегальных мигрантов заменили цыганами. В общем, постарались приспособить историю к отечественным реалиям. Но нездешнее происхождение сериала ощущается. Перед нами, что называется, «мистический детектив», но сделанный в весьма нетрадиционной для российского кино манере – в поэтике, близкой к магическому реализму. Волшебное здесь не просто соседствует с реальной действительностью, а предстает ее подтекстом, тайным смыслом. Оно не обретает четких безусловных очертаний, как монстры в фантастическом кино, а существует в недопроявленном, онтологически двусмысленном состоянии и постоянно балансирует на грани поэтической метафоры.

Герои пытаются выяснить, что случилось с Майей и где она пропадала 14 лет. Но зрителю это понятно с самого начала и даже уже из названия: видимо, все эти годы Майя была русалкой. Потому центральная интрига для него формулируется иначе: что значит «была русалкой» и насколько буквально этот образ нужно воспринимать. И пока Рита ищет маньяка-похитителя, зритель проводит свое собственное расследование – собирая сюжетные детали, проясняет для себя семантику заглавного образа и шаг за шагом погружается в создаваемый авторами миф. Из первой серии становится ясно, что русалки – это обязательно девственницы, море с детства их зовет и ревнует, а на суше они могут запросто умереть от обезвоживания. Что они, как сказано в некоторых древних сказаниях, завораживают своим пением неосторожных мореплавателей и несут им погибель. И еще – что, возможно, каждая девушка более или менее русалка.

У сериала качественная сценарная основа, благодарить за которую нужно в первую очередь зарубежный оригинал. Но и российская команда сценаристов, как видно, тоже неплохо поработала. Даже диалоги – постоянный бич отечественного кино – тут не всегда вызывают чувство неловкости (хотя иногда все-таки вызывают). Кажется, не все актеры верно поняли стоящие перед ними задачи: Иева Андреевайте и Петр Федоров играют какие-то ходячие клише из типовых сериалов про полицейский отдел. Эти недостатки частично компенсируются усердием постановщика: режиссер Александр Кириенко (снимавший сериалы «Преступление» и «Клиника счастья») уверенно ведет сложное повествование и создает верную атмосферу, парадоксально сочетающую разлитую в воздухе тревогу и сонную безмятежность. Возможно, именно такая атмосфера и должна быть в пантеистическом триллере о том, что море – оно на самом деле живое.