«Винни-Пух: Кровь и мед»: вот горшок пустой, он предмет простой

В прокат вышла хоррор-адаптация истории о Винни-Пухе

Однажды, гуляя по Стоакровому Лесу, юный Кристофер Робин наткнулся на странных существ – не то люди, не то звери, владеют членораздельной речью, вид имеют жутковатый. Существа представились Пятачком, Иа-Иа, Филином (в русском варианте – Совой), Кроликом и медвежонком Винни. Любой убежал бы от них со всех ног, но мальчик имел наивность подружиться с монстрами, проводил с ними много времени и таскал им из дома еду. Когда Кристофер Робин вырос, он уехал в колледж и покинул своих товарищей. Те крепко на него разозлились, с голодухи съели ослика Иа и, поклявшись отныне вытравить из себя все человеческое, превратились в кровожадных убийц. Такова рассказанная в анимационном прологе предыстория.

Пять лет спустя повзрослевший Кристофер Робин (дебютант Николай Леон) возвращается в Стоакровый Лес с невестой, чтобы познакомить ее с друзьями детства и заодно убедиться, не примерещились ли они ему. Лучше бы он этого не делал: старые товарищи ему не очень рады и сразу начинают вести себя по отношению к визитерам так, как ведут себя монстры в типовых хоррорах. Впрочем, через 10 минут эта история внезапно обрывается и безо всякого перехода начинает разворачиваться совсем другая – про пятерых девушек, которые едут отдохнуть в домик в том самом лесу. Это, разумеется, тоже было очень плохой идеей. Да, повествовательная структура у фильма странная.

/ Jagged Edge Productions

«Кровь и мед» обязан своим существованием факту юридического характера: 1 января 2022 г. истекли авторские права на персонажей первой книги Александра Милна о Винни-Пухе. Теперь это общественное достояние, и каждый может делать с ним что хочет, не спрашивая разрешения у компании Disney. Открывшейся возможностью решил воспользоваться малоизвестный хоррормейкер Рис Фрейк-Уотерфилд, который до того как режиссер снял рождественский ужастик «Елка-убийца» (он даже доступен в сети). А в качестве продюсера участвовал в создании еще двух десятков подобного рода картин.

В очереди за милновским наследием он оказался первым, что неудивительно: серьезные проекты вынашиваются долго, малобюджетный поточный трэш стряпается по-быстрому. «Винни-Пух: Кровь и мед» снят за 10 дней, имеет возрастное ограничение 18+, а Винни и Пятачка в нем изображают здоровенные мужики в резиновых масках – дебютант Крэйг Дэвид Даусетт и Крис Кордел (ограниченно известный по фильмам «Крокодилья месть» и «Зубная фея – 5: Смертельное сверление») соответственно.

Хорошее ли это кино? Ну конечно же, нет. «Кровь и мед» – типичный «мусорный» фильм, грубо, дешево и очень коряво составленный из жанровых формул слэшера. Все это – и в куда лучшем исполнении – мы видели в классических образцах жанра, начиная от «Техасской резни бензопилой» Тоуба Хупера и заканчивая «Поворотом не туда». Картина затянута в тех местах, где должна быть динамичной. А там, где как раз стоило бы притормозить и создать, к примеру, нужное настроение, она, напротив, несется рваным галопом. Сценарий, если он вообще существовал, написан на коленке, висящие на стенах ружья не стреляют (да толком и не висят). Введенные в прологе Филин и Кролик в дальнейшем действии вообще не появляются, и их отсутствие никак не объясняется.

/ Jagged Edge Productions

«Кровь и мед» – не «серьезный» хоррор, и не хоррор-комедия, и даже не пародия на трэш (как продукция студии «Трома»). Это трэш и есть – собственной персоной, в самом узком и неметафорическом значении этого слова. То есть тот специфический вид искусства, к которому эстетические критерии применимы разве что от противного. И в отношении которого действует принцип «чем хуже – тем лучше»: когда недостатки фильма оказываются его своеобразными достоинствами.

С этой точки зрения достоинств тут немало. Отменно плохая игра актеров, половина которых непрофессионалы и дебютанты, а у другой половины фильмография состоит из такого же трэш-кино. Тупейшие диалоги, примечательные именно своей тупостью. Уморительно-нелепые сюжетные ходы. Очень смешная сцена на заброшенной бензозаправке, когда девушка несколько раз с нарастающей тревогой спрашивает: «Тут есть кто-нибудь?», а потом, обернувшись в камеру и уже совсем в панике, кричит: «Кажется, здесь нет никого!» В «Крови и меде» вообще немало смешного – неизвестно, преднамеренно или нет, но в данном случае это и не важно.

Имеются в фильме и по-настоящему любопытные решения. Могильный холмик с табличкой «R.I.P. Eeyore» («Покойся с миром, Иа»). Стеклянные банки с каплями меда как главный инструмент создания ужасной атмосферы. Винни и Пятачок, одетые как реднеки из старых слэшеров. А злодею Винни режиссер и сценарист Фрейк-Уотерфилд придумывает суперспособность: он иногда появляется в окружении пчелиного роя, который может насылать на врагов.

/ Jagged Edge Productions

Проблема «Крови и меда» не в качестве: фильм ровно такой, каким должен быть. Место ему на кабельном телевидении – там он был бы среди друзей. Но после того как в мае прошлого года стало известно о съемках ревизионистского хоррора о Винни-Пухе, информация об этом проекте завирусилась в интернете, и рейтинги ожиданий стали расти. Картину в итоге решено было пустить широким прокатом в кинотеатрах. Создатели, видимо, сами немного перепугались обрушившейся на них ответственности и бросились даже что-то доснимать, переделывать. Но что уж тут можно переделать? Теперь те зрители, которые пойдут в кино в надежде увидеть остроумное переосмысление образа Винни-Пуха или хотя бы бодрый комедийный хоррор, рискуют быть несколько разочарованными.

Фрейк-Уотерфилд, со своей стороны, решил ковать железо пока горячо. Он намерен превратить «Кровь и мед» во франшизу и уже работает над сиквелом. Также в проекте фильмы «Неверлендский кошмар Питера Пена» и «Бэмби: Расплата». Давай, родной, жги! Наконец хоть кто-то додумался отомстить за маму Бэмби и за наши детские слезы.