"Культуру" - в российскую жизнь


Издательство "Центрполиграф"выпустило научно-фантастическую книгу "По ту сторону тьмы". Ее автор - Ян, а точнее Иан, Бэнкс (Iain Banks) - вот уже шестой год является самым популярным английским писателем.

Его называют современным Стивенсоном.

Первая книга Бэнкса, по данным опроса британских читателей, вошла в сотню лучших произведений литературы ХХ в. И заняла там 31-е место, опередив "В поисках утраченного времени"Пруста и лишь на одну позицию отстав от набоковской "Лолиты".

Критик журнала The Face в рецензии на одну из модных новинок-однодневок писал: "Смесь как бы Бэнкса, псевдо-Гибсона и подделки под Дугласа Копленда". Именно эта провинциальная тройка: один шотландец и два канадца - и представляет сейчас актуальную англоязычную беллетристику. Можно добавить к им соотечественника Бэнкса Ирвина Уэлша.

Но если Уэлш благодаря фильму "Trainspotting" (в буквальном переводе "Наблюдая, или - пересчитывая - поезда," в русском видеопрокате - "На игле") уже воспринимается в России как культовая фигура, если Копленда публикует "Иностранная литература" (и не просто публикует, а посвящает ему подборку статей), если Гибсон активно переводится, то о Бэнксе не слышно ичего.

Эту фамилию знает от силы дюжина литературных критиков. Почему? Видимо, потому, что трое других могут считаться символами: Гибсон - для хакеров, фанатиков новых технологий; Уэлш - для безумной рейверской молодежи; Копленд - для "потерянного поколения"80-х... И недаром они еще до первых серьезных публикаций на русском так активно раскручивались "глянцевыми"молодежными журналами.

Бэнкса же неинтересно раскручивать - о никого не представляет. Его герои не принимают наркотиков, не взламывают компьютеры, не уходят жить в пустыню. Они решают свои частные проблемы, которые не имеют отношения к проблемам поколения, просто свалились им как снег на голову.

Бэнкс пишет в двух жанрах. Первый триллер. Не классический триллер про маньяков и террористов, как, например, "Молчание ягнят"Томаса Харриса, а триллер про обычных вроде людей, в жизни которых вдруг всплывает что-то неожиданное, непонятное и жуткое. Уловив фальшь в случайной фразе, брошенной бывшим одноклассником или прочитанной в письме дяди, герои начинают докапываться до правды. Они не останавливаются ни перед чем, ломают свою жизнь, чтобы выстроить ее снова, по-другому, и неизменно обнаруживают скелет, хранящийся, как известно, в шкафу каждого порядочного англичанина. Бэнкс действительно первый писатель со времен Стивенсона, у которого до самого конца книги невозможно предсказать, что случится на следующей странице.

Во второй своей ипостаси Бэнкс - с буквой "М"между именем и фамилией (Iain M.Banks) пишет научно-фантастические романы. Именно один из них и опубликовал "Центрполиграф". Ухитрившись выбрать, пожалуй, самый малозначительный.

Дело в том, что свои научно-фантастические произведения Бэнкс пишет о некоей Культуре - внеземной цивилизации, достигшей запредельного уровня развития и наблюдающей за нашей Землей. Как признается сам Бэнкс, в своих фантастических книгах он может писать о том, что недоступно ему в рамках обычной беллетристики. Вокруг Культуры возник целый культ. Ей посвящаются специальные журналы и сайты в Интернете. Последняя книга из этой серии, "Inversions", заняла второе место по продажам - беспрецедентный случай для фантастического романа. Но та книга, которую перевели у нас (в оригинале "Against a Dark Background"), к Культуре не относится. Это просто хорошо сбитый приключенческий роман, не многим отличающийся по содержанию от десятков других, разве что написан получше. Видимо, Бэнкс писал его, чтобы дать себе передышку.

Хочется верить, что это только первая ласточка и у нас наконец начнут появляться романы автора, который в Великобритании играет примерно ту же роль, что Пелевин в России. Писателя для тех, кто любит не только подтекст, но и лихо закрученную историю сочетание столь редкое в современной литературе.