Мятеж как забава


Действия террористов, вторгшихся из Чечни в Дагестан, а также взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске вновь пробудили у российской власти публичный пафос. Премьер Владимир Путин со страстью героя-любовника во время решающего объяснения заговорил о необходимости консолидации общества перед угрозой терроризма. Чечню вновь стали называть мятежной территорией, призывая к пересмотру Хасавюртских соглашений, вся, мягко говоря, иллюзорность которых была очевидна и в момент подписания.

Между тем сама Россия является такой же мятежной территорией, как Чечня. Причем в мятеж играют как раз те политики, которым сейчас нужно проявлять максимальную осторожность.

Сначала Совет Федерации едва не затеял митинг на тему досрочной моментальной отставки президента. Затем возбудилось левое думское большинство, которое, судя по выборам губернаторов Свердловской, Ленинградской и Томской областей, может потерять, а не приобрести голоса в ходе борьбы за места в Госдуме.

Левые предлагают Совету Федерации 22 сентября внести в Конституцию поправки, фактически превращающие Россию из президентской республики в парламентскую. Желание Госдумы напрямую участвовать в назначении премьера, вице-премьеров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами финансов, обороны, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, внешней разведки и безопасности, вполне понятно. Еще более понятно их желание участвовать в снятии означенных министров. А технически более простая процедура - формирование правительства думского большинства - левым нравится все меньше. По всем предвыборным раскладам они могут не получить большинства, которое позволило бы создать идеологически однородный кабинет.

Между тем в нынешней ситуации все попытки пересмотра Конституции и досрочного увольнения президента есть натуральный мятеж, т. е. сталкивание страны к юридическому хаосу. Фактическое изменение конституционного строя назначено на тот момент, когда исполнительная власть показала минимальную способность справиться с мятежным чеченским анклавом.

Наконец, на носу парламентские и президентские выборы, в ходе которых должна произойти удручающе редкая для России вещь законная смена власти.

Президент и премьер, как ни относиться к их политическому прошлому, сейчас демонстрируют очевидную вменяемость, отказываясь вводить на территории всей страны или в наиболее горячих ее точках чрезвычайное положение. Слабая власть выглядит особенно жалко именно тогда, когда заявляет об использовании силы, а ударить не может.

Именно этого замаха на рубль при невозможности удара даже на копейку и хочет избежать исполнительная власть.

Левые, которые исторически всегда и везде отстаивали идею сильного государства, в России с усердием, достойным лучшего применения, ослабляют государство своими идеями. Если практически всех высших чиновников правительства снимать и назначать в ходе традиционно плодотворных думских дискуссий, у нас не только никогда не будут выполняться принятые решения.

Они просто не будут приняты. А правительство будет существовать исключительно как набор гипотетических кандидатур.

Семен Новопрудский - редактор отдела экономики "Известий". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей"