Россия может снова стать второй


Нет ничего страшного в том, что новый РК "Искандер-Э"поступит на внешний рынок прежде, чем появится на вооружении Российской армии (см. статью "Экспортный залп в N1). Безусловно, оборонная промышленность лучше себя чувствует в условиях госзаказа, когда основной доход получается от поставок военной техники и вооружения (ВВТ) своей армии, а от экспорта получается дополнительная, но отнюдь не обязательная прибыль. В таком случае производство новых образцов ВВТ массовой серией окупает затраты на разработку. В иных случаях окупаемости ждать трудно.

Особенно если речь идет о таком высокотехнологичном оружии, как оперативно-тактическая ракета. Это правило. Бывают, конечно, и исключения, но, собственно, ситуация, в которой можно говорить об исключении, тоже одна - когда предлагаемый товар находит настолько массовый спрос, что не только окупает себя, но и приносит прибыль. Так случилось, например, с российскими дизельными подводными лодками, известными на Западе, как класс Kilo (проекты 636 и 877 ЕКМ). Находит своего покупателя продукция "Сухого"и еще нескольких военнопромышленных компаний, позволяющая своим производителям и разработчиками не то чтобы совсем безбедно жить, но, во всяком случае, заниматься еще и перспективными разработками.

Смогут ли повторить что-либо подобное создатели "ИскандераЭ", сказать трудно. Скорее нет, чем да. Прежде всего потому, что рынок подобных систем ничтожно мал. Традиционные покупатели российского оружия - Индия и Китай - сами имеют проекты ракет подобного радиуса действия, страны Юго-Восточной Азии еще не совсем оправились после кризиса, а прочим возможным покупателям еще надо доказать необходимость приобретения. Предлагать РК Объединенным Арабским Эмиратам? Наверное, можно.

Только хватит ли доходов от такой сделки для того, чтобы получить прибыль, даже в условиях не самой высокой себестоимости отечественной военной продукции? Кроме Эмиратов есть еще несколько потенциальных покупателей, но по разным причинам продажа им "Искандера-Э"не выглядит вероятной. Среди таких стран - Греция, активно обновляющая свой парк военной техники, а также некоторые государства Ближнего Востока и Северной Африки, однако последние в силу финансовых затруднений охотнее откликаются на предложения о модернизации уже стоящих на вооружении образцов (например, Сирия), нежели на предложения о приобретении принципиально нового оружия.

По пути модернизации имеющегося оружия идут и наши военные, и это одна из причин, по которым они никак не будут протестовать против продажи "Искандера-Э", если таковую удастся осуществить. На мой взгляд, довольно скандальное снятие комплекса с экспозиции на прошедшем московском авиашоу - не более чем проявление некоей зависти: "Ну как это, у них будет, а у нас - нет".

Выглядит не очень тактично. Гораздо более правильной, на мой взгляд, может оказаться позиция: "Не очень-то и хотелось".

И правда, хотелось не очень.

Вернее, хотелось, но не это, не "Искандер-Э", а печально известный РК "Ока"с дальностью действия 400 км. Вот тот комплекс идеально вписывался в наши условия, являясь необходимым звеном в цепи средств поражения противника на разных дистанциях. В определенном смысле "Искандер-Э" призван заменить "Оку"и обладает рядом преимуществ перед ней, но нужен ли российским военным именно "Искандер-Э" - неизвестно. Для экспорта, по словам руководителя КБМ Николая Гущина, "Искандер-Э"предлагается в качестве средства сдерживания для стран с ограниченной территорией, но нам, в России, больше важна именно дальность действия. Итак, все, что имеем, это сомнительная заинтересованность российских военных и планы поставок на экспорт с не менее сомнительными возможностями реализации.

В заключение несколько слов об общей проблеме военного сотрудничества и торговли оружием.

Слава богу, у нас теперь воспринимают торговлю оружием как бизнес, хотя я еще помню ультрарадикальные призывы прекратить торговлю оружием как дело не соответствующее статусу "правового и демократического"государства.

В результате мы сдали очень многие позиции на этом рынке, откатившись от стабильного второго места во второй десяток. Сейчас пытаемся наверстать упущенное.

Несколько главных постулатов успешного экспорта ВВТ - в том порядке, в каком мне видится их важность: - участие правительств и первых лиц государства в продвижении контрактов на поставку ВВТ; - государственные гарантии или прямое кредитование от казны производителей, заключивших такие контракты, а в случае поставок в кредит и получающей стороны; - наличие очень широкой гаммы продуктов, способных найти массовый спрос и удачно поставляться даже в страны с неблагополучным финансовым положением.

- наличие высокотехнологичной продукции, способной окупать затраты не только на собственное изготовление, но и приносить доходы, на которые будет вестись разработка новых поколений оружия.

На мой взгляд, именно так, сочетая эти требования, мы и можем вернуть России почетное место в ряду мировых поставщиков оружия. А оно, это место, дорогого стоит!