Три Дэ как символ русского сериала
Сериал "Досье детектива Дубровского", отснятый в начале этого года студией "КиноМост", обкатанный, как принято у нас с сериалами, на видео и занимающий сегодня будничный прайм-тайм НТВ, считается едва ли не самым успешным телепроектом года и на пару со "Скорой помощью"используется НТВ для отъема аудитории у информационных выпусков первого и второго каналов.
На Западе сериалы - это отдельная культура: обособленная, замкнутая, довольно-таки провинциальная и убогонькая (по крайней мере в сравнении с "большим"кино). Как и у порнографов, у сериальщиков есть свои журналы и свои профессиональные награды, которые они сами себе ежегодно вручают. Отдельные удачи в жанре теледрамы в основном связаны с приходом туда сторонней, не телевизионной публики - вроде Дэвида Линча или звездной команды Арнона Милчэна, снимавшей "Падших ангелов".
В любом случае таких сериалов, как у нас, не делали нигде. Поминать всуе имена Штирлица и Шарапова даже не хочется. Отчего люди, делающие наше сегодняшнее телекино, лезут из кожи вон, копируя американские ситкомы 30-летней давности, - вопрос сложный и риторический.
В "ДДД"самый эффектный эпизод случается под начальные титры: из мутной лесной темени вылетает твинпиксовская сова, глядит на зрителя недобрыми глазами и ловко превращается в мужика. У мужика глаза тоже недобрые. Он - спонсор. Дальше начинается собственно кино. Злой олигарх (Филиппов) рвется во властные структуры, а честный частный детектив (Караченцов) его туда не пускает. Еще есть секретный отдел ФСБ, который от всех прячется и всех убивает, честный генпрокурор, экстрасенс (он же псих) и фальшивомонетчики (они же похитители девочек). И, ясное дело, пенсионер-гэбэшник (Ульянов) - где же это видано,, чтоб борьба за правое дело протекала без мудрых советов генерала КГБ? Звездный состав, разыгрывающий эту историю, вероятно, смог бы вытянуть ее на смотрибельный уровень, не встань у него на пути технический персонал.
Низкий уровень того, что на Западе называют производственным дизайном, является фирменным знаком почти всего нашего постперестроечного кино. Для сериала, где сценарий всегда немного из помойки, наличие или отсутствие хорошей картинки принципиально: в "Секретных материалах", скажем, половина серий держится на одной ручной камере, панорамирующей приоткрытый рот Джиллиан Андерсон. У нас же глаз отдыхает разве что на прерывающей кино рекламе "Сникерса".
Разговоры об отсутствии $100 на заграничную чудо-камеру в данном случае, что называется, в пользу бедных. Датские студенты с бюджетом в $500 и 16-миллиметровой камерой такое выделывают, что Спилберг завидует.
Впрочем, тем, кто сделал "Досье детектива Дубровского", вполне могут дать "Тэффи" - больше в этой категории вроде некому (и не выбрасывать же статуэтку).
Единственное - жаль Караченцова. Раньше он существовал в диапазоне от Сержа Гинзбура до Бельмондо фактурности и хрипоты хватало на обоих.
Многие уже не помнят, но наш Бельмондо был лучше заграничного. Заграничный - несколько самодоволен. В нашем было больше самоиронии и мужественной потертости. Несмотря на разницу в 11 лет, они постарели почти одновременно. А стареющему Бельмондо надо жить на юге Франции или, на худой конец, Италии, но ни в коем случае не у нас, где слякоть, дефолт и частные детективы с фамилиями героев из школьной классики.