Бизнес разберется сам


Хорошо известно, что вмешательство государства в экономическую деятельность может привести к увеличению расходов и повлечь за собой нежелательные побочные эффекты. Однако большинство политиков настаивают на том, что госрегулирование необходимо как минимум для защиты простого человека от ужасных опасностей, которыми ему грозят жадные до прибыли компании.

Такая позиция не учитывает одного важного обстоятельства.

Именно компании, когда им не мешают, способны сами замечательно регулировать собственную деятельность. Многочисленные примеры, которые можно найти в истории XX и даже XIX в., свидетельствуют о том, что частный сектор способен обеспечивать не менее жесткие стандарты и гарантии безопасности, чем государство.

Компании - что совершенно естественно - хотят, чтобы их продукция и предоставляемые услуги не причиняли вреда; в противном случае покупатели просто не станут за них платить. В то же время правительства, хотя обычно и пекутся о благосостоянии избирателей, в целом гораздо хуже осведомлены о новых технологиях и тех гарантиях безопасности, которые могут предоставить компании, реально работающие в той или иной отрасли и знающие все ее преимущества и недостатки. Поэтому регулирующие меры, вводимые правительством, часто оказываются неэффективными и устаревшими - иногда на целые десятилетия.

Возьмем для примера добычу нефти в Северном море. В течение долгих лет британское правительство жестко регулировало деятельность нефтедобывающих компаний в этом регионе. Однако меры оказались неэффективными, и в июле 1988 г. 167 человек погибли во время крупной аварии на буровой платформе "Альфа" компании Occidental Piper. После этого происшествия правительство простонапросто отменило свои требования по обеспечению безопасности на каждой из платформ, взамен поручив операторам и владельцам разработать собственные правила и согласовать их с руководством компаний. Новая схема оказалась исключительно успешной.

Британские машиностроительные компании были вынуждены самостоятельно обеспечивать безопасность рабочих еще с XIX в., когда на предприятиях легкой промышленности нередко взрывались паровые котлы. Чтобы справиться с проблемой, компании учредили страховые общества и разработали систему, при которой выдача полисов была увязана с проведением проверок и сертификацией выпускаемой продукции.

В качестве более свежего примера можно взять британскую компанию Tesco, владеющую сетью супермаркетов. Столкнувшись с увеличением количества несчастных случаев среди покупателей и персонала, компания по собственной инициативе ввела в своих магазинах повышенные меры безопасности. В результате количество несчастных случаев сократилось за три последующих года на 35%.

Теперь обратимся к США. Частная некоммерческая организация Underwriters Laboratories, основанная еще 100 лет назад, занимается добровольной сертификацией товаров. Ее репутация так высока, что розничные торговые компании предпочитают не закупать товары без сертификата UL или одной из 12 подобных организаций.

Тревога за состояние окружающей среды вызвала к жизни организации, проводящие экологическую сертификацию товаров.

Где же критерии, по которым один вид экономической деятельности следует регулировать государству, а другой - частным организациям? Однозначно сформулировать их сложно. Однако исходить надо из следующего: в той области, где существует конкуренция, субъекты экономической деятельности сами будут заинтересованы в обеспечении здоровья своих сотрудников и клиентов, в технической, экологической и прочей безопасности. Система частного регулирования не идеальна. Но и любая другая система - тоже.

Естественно, требования государственного контроля звучат особенно громко, когда появляются новые товары или новые области деятельности, поскольку опасность, которую они могут представлять, еще не выявлена.

Однако экономическое развитие страны в значительной степени зависит от развития именно таких областей. Если старые правила будут пересматриваться исключительно посредством сложной и долгой политической процедуры, удовлетворить интересы как потребителей, так и производителей станет невозможно.

Особенно это касается сферы высоких технологий. Изменения здесь настолько стремительны, что любые предписания правительства устареют еще до того, как на принятом законе успеют высохнуть чернила. Лучше предоставить регулирование частным компаниям, большинство которых отлично понимает, что, успокаивая клиентов например, относительно неприкосновенности частной информации в Интернете, - они увеличивают их число.

Общество не может жить без правил, однако вера в то, что их может устанавливать только правительство, оборачивается крупными убытками. В Великобритании передача регулирующих функций частному сектору стала логичным шагом после массовой приватизации начала 1980-х гг. и важным условием устойчивого экономического роста.

К сожалению, машина госрегулирования продолжает работать, делая все более очевидным тот факт, что госрегулирование подавляет экономическую активность в стране, не достигая при этом поставленных целей. Пора бы заставить ее сбавить обороты. (WSJ) Джон Бланделл и Колин Робинсон - руководители Института экономических отношений, который недавно выпустил их книгу "Регулирование без государства"