Спад роста перед ростом спада


Посткризисный рост российской экономики за счет девальвации рубля и роста цен на энергоносители, похоже, близится к логическому завершению. Темпы роста, если верить статистике, уменьшаются. Но это еще полбеды.

Проблема даже не в том, что цена барреля российской нефти в последние дни упала ниже ласкающей слух и наполняющей карманы российских нефтяных королей (а заодно и госказну) отметки $20. Появились предвестники экономического изоляционизма, к которому может скатиться Россия не без помощи своих западных партнеров.

Нашумевшее заявление вицепрезидента США Альберта Гора о том, что следует приостановить работу российско-американской торгово-экономической комиссии (комиссия Гор - Черномырдин - Кириенко - Степашин) внешний признак возможной экономической изоляции России. Понятно, что Гор, которому в 2000 г. баллотироваться на пост президента, хочет как-то сбить волну нападок на администрацию демократов как на пособников российской коррупции. Но вот неоднократно подчеркнутое публично нежелание США способствовать принятию России во Всемирную торговую организацию - это уже отчетливо выраженный шаг к внешней изоляции России. По внешнему контуру нас может изолировать и недоверие международных финансовых организаций, отказывающих России в выделении кредитов в условиях, когда страна в кои-то веки выполняет согласованную с ними экономическую программу.

Еще более мощные факторы потенциальной изоляции России намечаются внутри страны. Премьер Владимир Путин уже заявил о том, что требования МВФ будут исполняться только в той мере, в какой отвечают национальным интересам России. Терпеливое ожидание Москвой кредита фонда переходит в нетерпение. Объективно создают экономику железного занавеса неумеренные финансовые аппетиты военных, почувствовавших возможность взять реванш в Чечне за унижение в войне 1994 - 1996 гг. Минобороны запросило на 2000 г. астрономические ассигнования 262 млрд руб. Правительство согласилось на 110 млрд, но после дискуссий с депутатским корпусом решило накинуть еще 26 млрд. В результате каждый шестой рубль расходов бюджета будет потрачен на оборону. Мы снова скатываемся к печально известной по советским временам мобилизационной экономике.

До последнего времени нас несказанно бодрил рост цен на энергоносители. Но и здесь в 2000 г. может наступить перелом.

Все настойчивее ходят разговоры о возможности увеличения квоты добычи нефти странами ОПЕК. Выясняется, что прогнозировавшийся на 2000 г. рост цены нефти до $23 за баррель является критическим для экономики государств, потребляющих нефтепродукты. Во избежание нового глобального мирового экономического кризиса эти страны будут давить на экспортеров нефти, чтобы те играли на понижение.

В таких условиях весь наш экономический рост 1999 г. (по сравнению с хилыми показателями 1998 г.) может быть сведен на нет в самое ближайшее время.

Автор - редактор отдела экономик "Известий". Настоящий комментарий написан специально для "Ведомостей".