Пора частного капитала


Финансовый кризис, разразившийся в Азии, России и Бразилии, привел к необходимости скорейшего создания новой "глобальной финансовой архитектуры", которая была бы способна предотвращать или по крайней мере минимизировать экономические и финансовые кризисы.

Правительственные и международные организации должны сотрудничать с частным сектором, поскольку в чистом притоке капитала в развивающиеся страны доля частного капитала, по данным Института международных финансов, превышает 80%.

Необходимо иметь в виду, что коммерческие банки больше не являются основными держателями долговых обязательств развивающихся стран, как это было во время долгового кризиса в начале 1980-х гг. Сегодня инвесторов гораздо больше и их структура гораздо более диверсифицирована.

В начале 1990-х гг. значительная часть долгов развивающихся стран была оформлена в облигации Brady. Это привело к тому, что круг держателей долговых обязательств существенно расширился за счет новых категорий инвесторов, включая взаимные, хеджинговые и пенсионные фонды.

При строительстве системы по предотвращению кризисов необходимо учитывать этот фактор.

Прогресс на этом пути уже заметен, однако он затруднен из-за расхождений во взглядах между частным сектором и некоторыми представителями официальных организаций (правительств, международных кредитных учреждений). Последние предлагают изменить правила, определяющие кредитование и владение облигациями частными инвесторами, чтобы ограничить их возможности по предъявлению требований о погашении долгов.

Особое беспокойство вызывает предложение, зародившееся в недрах "большой семерки", Международного валютного фонда и Всемирного банка, внести поправки в устав МВФ. Они предполагают законодательно увязать правила кредитования и обращения облигаций с правилами валютного регулирования странызаемщика независимо от страны регистрации инвестора.

Подобные действия не могут приветствоваться частными инвесторами и кредиторами. Поэтому приток частного капитала как в государственный, так и в частный сектор развивающихся стран сократится, а стоимость заимствований для них возрастет. Неудивительно, что высокопоставленные представители развивающихся стран резко выступили против подобных инициатив.

Все эти предложения появились как раз в тот момент, когда необходимо стимулировать разумное и упорядоченное возвращение капитала на развивающиеся рынки. Цель у официальных и частных кредиторов одна - обеспечить финансовую стабильность. Однако силовое решение по изменению правил заимствования не принесет ожидаемого эффекта.

В ряде случаев такие изменения могут оказаться полезны. Однако заемщик и кредитор должны договариваться о них на добровольной основе в каждом конкретном случае и без вмешательства правительственных структур. Принудительный подход является контрпродуктивным, он не может способствовать улучшению ситуации и способен затруднить сотрудничество между официальными организациями и частным сектором.

Что более важно - строительство новой финансовой структуры и сотрудничество официальных и частных кредиторов должны быть ориентированы в большей степени на предотвращение кризисов, а не на решение проблем по их разрешению.

Чтобы обеспечить предотвращение кризисов, необходимо реализовать следующие меры.

- Чтобы избежать ошибок при кредитовании, финансовые компании должны улучшить практику управления рисками, свести воедино системы анализа ситуации в стране и оценки рисков.

- Правительства развивающихся стран должны прилагать все усилия по проведению разумной финансово-экономической политики, уделяя особое внимание валютной политике, квалифицированному управлению краткосрочным долгом и реформированию финансовой системы.

- Развивающиеся страны, желающие обеспечить или расширить свой доступ на международные рынки капитала, должны обеспечить высокую степень прозрачности информации об экономическом развитии, что позволит кредиторам с большей степенью объективности оценивать финансово-экономическое состояние страны.

- Страны-заемщики должны организовать программы по связям с инвесторами, что позволит последним получать информацию о проводимой политике и выбирать, в какой из стран выгоднее и надежнее поместить капитал.

Страны должны проводить с инвесторами и кредиторами ежеквартальные встречи.

- МВФ и другие официальные кредиторы должны повысить эффективность надзора за политикой, проводимой развивающимися странами. Информация, предоставляемая этими органами, должна стать более открытой, чего можно добиться путем оперативного обнародования данных о результатах проводимых проверок.

Ключевым моментом при построении новой финансовой системы должно стать согласие всех ее участников на применение исключительно рыночных механизмов для решения проблем по добровольному привлечению частного капитала на развивающиеся рынки.

Достигнуть успеха в построении новой финансовой системы возможно лишь при конструктивном вовлечении в процесс частного сектора. Более того, привлечение частных инвесторов для решения проблем должно происходить на более ранней стадии, чем это имело место во время прошлых кризисов. Поскольку все страны отличаются друг от друга, решения должны вырабатываться исходя из особенностей ситуации в каждой конкретной стране.

Мы не должны препятствовать процессу обеспечения успешного развития мировой экономики, рассматривая варианты принудительного решения проблем. Сторонники таких решений недооценивают те колоссальные изменения, которые произошли на финансовых рынках за последние 10 лет. 1980-е гг. остались в прошлом, поэтому не стоит воевать устаревшим оружием в давно прошедшей войне. (FT) Уильям Роудз - заместитель председателя правления Citigroup