В России все еще нет собственных денег, во всяком случае нормальных


Независимо от отношения к деньгам, выражающегося в рассуждениях о том, что важнее - деньги или все остальное, делающее жизнь осмысленной, подавляющее большинство российских граждан не в состоянии накопить хоть какой-нибудь капитал. Более того, даже то немногое, что волею судеб попадает к нам в руки, тут же тратится, проедается, а иногда бездумно расходуется. Связано это прежде всего с низким уровнем общей и, главное, финансовой культуры.

Денежные отношения вызывали беспокойство коммунистических властей непосредственно с момента захвата власти в 1917 г.

Верные сторонники так называемого обновления мира считали, что сохранение рубля в дореволюционном виде могло бы сдерживать наступление коммунистического рая, который виделся как прямой обмен товаров на рабочую силу.

При этом, будучи прагматиками, большевики быстро поняли выгоды практической реализации этой бредовой идеи. Денежная эмиссия стала возможна без ограничений, а обезумевшей публике твердили о том, что это стратегия искоренения денег путем их обесценения до нуля. И в этом большевики почти преуспели. После наступления НЭПа и денежной реформы 1924 г. 50 млрд руб. эмиссии 1921 г. соответствовали одному рублю новой эмиссии.

Правление Сталина и расцвет системы централизованного планирования при нем перенесли ценность рубля в особое измерение, отличное от равного нулю.

Его стоимость стала принудительной и при этом постоянно меняющейся.

С помощью централизованного планирования Советский Союз реализовал мечту большевиков уничтожить деньги в нормальном понимании этого слова. Эти действия, несмотря на внешнее сохранение национальной валюты, весьма напоминали то, что ученые называют символической экономикой.

Такая экономика представляет собой замкнутую систему (например, складывающуюся в тюрьме или в лечебном заведении), в рамках которой ее обитателям "платят" за соответствующее, очевидно "хорошее", поведение фантиками или жетонами, в свою очередь обмениваемыми на товары только внутри этой системы. Именно такой тип экономики бывает наиболее результативным в "воспитании" населения в угодном для властей стиле.

"Воспитание" распространяется, например, на то, сколько и как работать и, соответственно, отдыхать. При этом серьезную проблему с точки зрения психологии представляет то обстоятельство, что сформированное таким образом поведение не будет работать в средах, где вышеупомянутая квазиэкономика не функционирует. Наша страна, похоже, указанное обстоятельство не учитывает, хотя переход от коммунистической административно-командной системы уже идет, и реализуется он в огромных, редко встречающихся в мировой практике масштабах.

При централизованном планировании предприятия, как правило, не распоряжались денежными средствами за исключением объемов, необходимых для выплаты зарплаты. Они были обязаны держать клиринговые счета в какомнибудь отделении госбанка. Госбанк в свою очередь производил регистрацию всех операций предприятий в бухгалтерском учете в единицах, которые назывались им рублями, хотя никаких препятствий назвать их как-нибудь еще не было. Наличные деньги присутствовали в рублевых платежах трудящимся и могли быть использованы на приобретение весьма ограниченного набора потребительских товаров.

Однако собственной жизни эти деньги не имели. Они выступали лишь в качестве символов, подлежащих обмену на товары по строго установленным правилам.

Таким образом, именно товары, приобретенные на эти самые рубли, выступали в качестве реальной "зарплаты" трудящихся.

По аналогии примерно так же можно назвать "зарплатой" корм для лошадей в конюшне. Вместе с тем иллюзорные, нереальные деньги и цены использовались в качестве инструмента "воспитания" трудовых масс.

Это было еще одно средство, с помощью которого власти контролировали людей и манипулировали ими - в той же мере, в какой правительство практически контролировало рубль и манипулировало им.

Стоимость рубля варьировалась в зависимости от того, где эти рубли тратились. Человек, как говорится, "со связями" имел "свои" возможности. Основная масса населения отдавала все свои заработанные за олее чем скромное пропитание. Ваши деньги стоили столько, во сколько правительство вас оценивало.

Личные сбережения не предусматривались.

Впрочем, мало кто ставил под сомнение способность государства обеспечить вашу старость. Излишние в обращении деньги изымались в "добровольно-принудительном" порядке через механизм подписки на облигации государственного займа и откровенно конфискационных денежных реформ. Зачастую уничтожению подлежали и сами владельцы "излишков" денег.

Известны случаи расстрела людей за то, что они накопили 4000 - 5000 руб. в виде монет. Это, так сказать, редкий пример применения высшей меры наказания за деятельность, находящуюся в полном соответствии с законом Грэшама.

Если согласиться с тем, что советский период развития России это экономика фантиков, то сегодня Россия - развитая во многих отношениях страна. Но это страна, физическим и юридическим лицам которой в течение десятилетий было отказано в праве на пользование деньгами, и обретение этого права идет тяжело.

Процесс практически беспрецедентный и с трудом поддающийся исследованию. На современном этапе общество, в котором отсутствует денежное обращение, настолько сильно отличается от общества, где денежные отношения развиты в полной мере, что обособить роль денег в числе других факторов развития весьма тяжело. Россия, таким образом, предлагает оригинальный шанс к выработке подходов к оценке денежных отношений или их отсутствия.

Александр Суэтин профессор, доктор экономических наук