Уроки переходного периода:


Однажды лидера китайских коммунистов Джоу Энлая спросили, следует расценивать Французскую революцию как успешное предприятие или как провал? Он ответил: "Судить об этом еще слишком рано". Со дня падения Берлинской стены прошло 10 лет, со времени распада Советского Союза - восемь. Но оценивать социальные изменения в странах Восточной Европы и бывшего СССР тоже пока еще рано.

Однако кое-какие уроки из драматических событий минувшего десятилетия извлечь все же возможно. Прошедшие годы преподнесли нам немало сюрпризов.

Польша, в 1989 г. находившаяся далеко не в наилучшем положении, провела наиболее последовательные и самые динамичные реформы. Сегодня по показателям экономического роста она опережает все прочие страны с переходной экономикой. В то же время Чешская Республика, единодушно считавшаяся фаворитом "переходной" гонки, сегодня переживает экономический спад. Югославия распалась, страны Балканского региона находятся в состоянии непрерывной борьбы с экономическими трудностями. Страны Балтии - и в особенности Эстония - как и ожидалось, оставили далеко позади своих "сокамерников" по Советскому Союзу, но процесс их интеграции в мировую экономику оказался совсем не таким безболезненным, как им хотелось бы. Разумеется, больше всего нас озадачила Россия. Она хотя и не впала в полный и беспросветный хаос, как предсказывали угрюмые советологи прошлого, но упорно отказывается становиться "нормальной" страной, на что надеялись многие экономисты-реформаторы, и автор этих строк в их числе.

Другими словами, и у оптимистов, и у пессимистов есть основания считать, что их предсказания в какой-то мере оправдались. С другой стороны, и тем, и другим есть чему удивляться. Из этого калейдоскопа успехов и поражений на пути к свободному рынку можно сделать несколько выводов.

Для того чтобы рыночная экономика работала хорошо, необходима солидная правовая база. Отказ от государственного контроля за ценами и административного регулирования курса национальной валюты помогает преодолеть хронический дефицит товаров.

Быстро проведенная либерализация способствует развитию рынка, чего нельзя сказать о поспешной приватизации.

Ключевую роль в переходный период играет и построение гражданского общества. Давно известно, что власть развращает. А потому даже правительства, имевшие самые благие намерения, зачастую становятся коррумпированными, если их действия не подконтрольны обществу.

Географическое положение страны также оказывает существенное влияние на темпы и на глубину проводимых реформ. Как ни странно, но важнейшим фактором, определившим успех либо неуспех "переходных" экономик, стало расстояние, отделяющее страну от Франкфурта (разумеется, на Майне). Чем ближе страна к западноевропейским рынкам, тем больших успехов в реформировании экономики ей удалось добиться. Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия и страны Балтии, имеющие общую границу с ЕС, преуспели больше стран бывшего СССР.

Немаловажную роль играет и историческое наследие. Многие полагали, что в 1989 г. страны Восточной Европы начали отсчет своей истории чуть ли не с чистого листа. Разумеется, это вовсе не так.

События 1989 г. пробудили к жизни и давние предрассудки, дремавшие при тоталитарном коммунистическом строе. Кто бы мог подумать, что в конце XX в. косовский конфликт, восходящий корнями ко временам битвы за Косово в 1389 г., объединит сербов вокруг Слободана Милошевича? Различный исторический путь определил и уровень требований народа к своим лидерам. Население России ожидает малого и в результате получает еще меньше. В то же время Польша не ограничивалась пассивным ожиданием. Ее народ требовал перемен - и в результате многого и добился.

Большое значение имели также экономические условия, в которых страна находилась до начала экономических преобразований.

В 90-е было популярно проводить аналогии между странами, не учитывая при этом различия их экономических структур. Часто сравнивали, например, Россию и Китай, не учитывая того, что в Китае на государственных предприятиях работало лишь 20% населения, тогда как в России число занятых в госсекторе превышало 90%. Ни России, ни Китаю не удалось безболезненно реструктурировать монстроподобные государственные организации. Но для Китая решение этой проблемы не имело принципиального значения Среформы вполне можно было провести силами обширного негосударственного сектора, в котором заняты миллионы рабочих. Другой пример - Польша. Царивший в стране в 1980-х хаос послужил толчком для стремительного роста польской экономики в 1990-х. К началу реформ Польша уже успешно расправилась с системой централизованного планирования. В Чехословакии же перед "бархатной" революцией ноября 1989 г. централизованное планирование еще процветало - и в результате сегодня бремя убыточных государственных предприятий в Чехии и Словакии значительно тяжелее, нежели в Польше.

Наконец, огромное значение для успеха реформ имеет помощь Запада, объемы которой сегодня катастрофически малы. Оптимисты на Западе уверовали в самодостаточность рыночной экономики - достаточно, мол, обеспечить условия для функционирования рынка, а далее все устроится само собой. Пессимисты же считают, что переходный период в любом случае затянется на многие поколения, так что нет смысла тратить средства на ускорение реформ. История, однако, доказывает обратное: когда Запад поддержал Польшу, простив ей долги и предоставив стабилизационный кредит, это окупилось - и многократно. А отказ европейских финансовых органов реструктурировать в 1990 г. внешний долг Югославии внес свою лепту в разразившуюся позже катастрофу. История рассудит, в чем были правы и в чем ошибались Евросоюз, США и МВФ. Но уже сейчас ясно, что принятие решения о вхождении стран Центральной Европы в ЕС слишком долго оттягивалось. И слишком уж экономны и недальновидны были ЕС и США, не предоставив России достаточной финансовой поддержки на первом этапе реформ. (WSJ) Джеффри Сакс является директором Центра по международному развитию при Гарвардском университете. Он был одним из авторов экономических реформ в Польше, после чего выступал консультантом правительств Эстонии, Киргизии, Монголии, России, Словении и Украины.