Воспитание честности


Как транснациональной корпорации убедить 83 000 своих сотрудников в 66 странах в том, что нужно подписать обязательство по соблюдению единых правил ведения бизнеса? Голландская финансовая группа ING, в состав которой входят такие учреждения, как лондонский банк Barings, американская страховая компания Equitable of Iowa и польский Bank Slaski, нашла решение - интерактивное обучение персонала с помощью CD-ROM через Интернет.

В течение следующего года все служащие ING - от Венгрии до Египта и от Мексики до Тайваня - будут получать на свои компьютеры задания-вопросы этического свойства и обсуждать со своими менеджерами, как поступить в том или ином случае. По видеокоференц-связи служащие будут слушать и смотреть выступления членов правления. Кроме того, им будет предоставлена возможность поддерживать с руководством группы обратную связь через web-сайт ING.

"Нам неизвестна ни одна компания тем более в сфере финансовых услуг, имеющая в своем распоряжении такое средство с такими характеристиками", заявил этим летом председатель правления ING Александр Ринной Кан, выступая перед высшими руководителями группы, приглашенными для ознакомления с новой программой подготовки персонала в городке Нордвейк, близ Гааги.

"Сегодня компании часто оцениваются по тому, насколько строго они придерживаются своих собственных правил поведения в бизнесе", - говорит Джон Драммонд, управляющий директор британской консалтинговой фирмы Integrity Works, которая участвовала в формулировании принципов программы и выпустила CD-ROM.

В первой задаче из курса корпоративной этики на CD-ROM рассказывается о некоем сотруднике по имени Питер, который прибыл в одну из развивающихся стран с заданием открыть там через три недели филиал группы. Местный подрядчик сообщает ему, что без "особой платы за подключение" телефоны в офисе не будут работать еще несколько месяцев. Питер связывается со своим управляющим Яном, находящимся в соседнем городе. У Яна большой опыт работы в этой стране; и он объясняет, что здесь такого рода вымогательство - обычное дело, и спрашивает Питера, выяснял ли тот подробности у подрядчика. Питер отвечает, что не хочет знать никаких подробностей. "Все, что здесь происходит, - это его проблемы, а не мои", - говорит он.

Не является ли нарушением закона внесение такой платы? Добросовестен и честен ли Питер? Как будет выглядеть этот инцидент на первой полосе газеты? И правильны ли действия (или бездействие) Яна? Эти и другие вопросы, заданные по-английски и по-голландски, послужат для слушателей руководством к действию в реальных жизненных ситуациях.

Благодаря этой программе служащие получат возможность оценить степень своего понимания кодекса делового поведения группы ING до и после курса подготовки с помощью теста, находящегося на web-сайте ING. Результаты тестирования будут проанализированы, с тем чтобы оценить, насколько этот кодекс поведения прижился. Интернет также позволит ING периодически обновлять финансовые правила и международные кодексы профессионального поведения, содержащиеся на CD-ROM.

Распространяя и пропагандируя свой кодекс делового поведения в такой форме, ING преследует две цели. Первая - защита и сохранение свой репутации.

Правление группы регулярно подвергает ревизии свои критерии финансирования проектов по разработке месторождений нефти и других полезных ископаемых.

"Нужно прямо признать: мы живем в мире, где правильность инвестиционных решений, принятых пусть даже на основе правильных экономических предпосылок, может быть оспорена с позиций, совершенно отличных от традиционных", говорит Ринной Кан.

Кроме того, за последние годы небольшая по сегодняшним мировым меркам голландская банковская группа быстро выросла до размеров транснационального гиганта. "У нас работает столько людей, принадлежащих к таким разным культурам, что мы уже хотим создать свою собственную культуру - культуру ING", - говорит заместитель председателя правления Эвалд Кист, отвечающий за то, чтобы служащие группы соблюдали кодекс делового поведения.

"Предполагается, что наши правила станут той основой, на которой могут сосуществовать культуры всех наших сотрудников", - говорит Кист.

При выработке своих принципов поведения в бизнесе ING стремилась избегать навязывания своим иностранным сотрудникам за рубежом "западных ценностей". Руководство группы обратилось к своим 250 высшим иностранным менеджерам, а также к правлениям и наблюдательным советам дочерних компаний и банков с просьбой сделать замечания по проекту кодекса. В общем и целом мнения рецензентов сошлись, хотя некоторые указали на то, что могут возникнуть проблемы. Например, в некоторых странах взятки - распространенное явление деловой практики.

В курс подготовки по этике бизнеса в группе ING сознательно не включаются "правильные" ответы на вопросы. По словам менеджера проекта Питера Крона, это было полной неожиданностью для сотрудников. "У нас есть, однако, золотое правило: в случае сомнения советоваться с менеджером", - говорит Крон.

В правилах поведения в бизнесе четко сказано: "Взятка неприемлема ни в какой форме". Тем не менее, говорит Крон, в некоторых странах ничего нельзя сделать, не "подмазав" кого следует. В этом случае правилом ING предусматривается, что о любой такой выплате необходимо доложить, она должна быть обсуждена с руководителем и в обязательном порядке зарегистрирована.

Каждый год менеджеры обязаны давать письменное обязательство, что они будут соблюдать эти правила и обеспечивать их соблюдение в своих отделах.

На служащих, нарушающих правила, налагаются дисциплинарные взыскания.

"Вы не сможете рассчитывать на поддержку организации, если самостоятельно примете решение, и из этого ничего хорошего не выйдет", - говорит Питер Крон.

По словам Эвалда Киста, этическая подготовка менеджерского состава ING - нечто большее, нежели очередная мода в технологии менеджмента. "Если соображения немедленной выгоды вступают в противоречие с долговременными принципами, мы придерживаемся принципов, - говорит Кист. - Результаты в конечном итоге будут, если заниматься бизнесом честно". (FT)