$40 млрд на торговле воздухом


БОНН. Представители 150 стран собрались в Бонне, чтобы обсудить направления борьбы с глобальным потеплением. Ученые, как известно, связывают это явление с воздействием выбросов в атмосферу углекислого и других газов, создающих парниковый эффект.

Россия, благодаря резкому снижению промышленного производства в последние годы, "дымит" гораздо меньше, чем раньше. Это навело российских чиновников на мысль выступить на форуме с творческим предложением: создать рынок "грязного воздуха", т. е. позволить России продавать другим странам неиспользованные разрешения на дополнительные выбросы. На этом страна может заработать несколько десятков миллионов долларов.

Идея торговли разрешениями на осуществление дополнительных вредных газовых выбросов родилась после принятия в декабре 1997 г. в Киото протокола о мерах по снижению уровня глобального потепления. В соответствии с этим документом страны должны к 2012 г. снизить уровень выбросов углекислого и других газов, способствующих созданию парникового эффекта, до уровня 1990 г.

Некоторые страны, например США, были вынуждены произвести существенные сокращения выбросов. Другие, как Россия, должны лишь поддерживать объем выбросов на уровне 1990 г. Однако падение производства в постсоветской России привело к тому, что сейчас этот объем на 40% меньше, чем в 1990 г.

Документы, принятые в Киото, позволяют странам с уровнем выбросов ниже оговоренного продавать их "излишки" странам с более жесткими требованиями к снижению уровня загрязнения. Россия, которая, несмотря на тяжелое состояние экономики, является третьей страной в мире по объему выбросов, может стать крупнейшим продавцом разрешений.

Официальные лица в Москве надеются, что их продажа на открытом рынке может дать России уникальный шанс обернуть падение промышленного производства себе на пользу.

"Мы рассчитываем продать разрешения на 1 - 3,5 млрд т углекислого газа на период с 2008 г. по 2012 г., - говорит Владимир Бердин из Государственного комитета по охране окружающей среды. Мы планируем начать форвардные продажи квот с 2001 г. ".

Согласно данным министерства топлива и энергетики Россия может получать по $20 за тонну углекислого газа. Если удастся продать, например, 2 млрд т, страна получит $40 млрд, что в два раза больше той суммы, которую ей выделил МВФ.

Однако европейские страны утверждают, что масштабная торговля разрешениями на дополнительные выбросы может подорвать дух документов, подписанных в Киото. Загрязняющие атмосферу предприятия США скупят разрешения по бросовым ценам и потеряют любые стимулы сокращать собственные выбросы. Европейский союз настаивает на ограничении прав продажи, тогда как США считают подобное ограничение нарушением соглашений, достигнутых в Киото.

Однако эти соглашения дают возможность найти и более компромиссный вариант. Индустриально развитые страны могут "заработать" права на дополнительные выбросы, вкладывая средства в программы, направленные на снижение уровня загрязнения окружающей среды в других странах, таких, как Россия. Это открывает перспективы притока в Россию крупных капиталов, которые пойдут на модернизацию устаревших заводов, - редкая удача для страны, страдающей от недостатка капиталовложений в промышленности. "Россия может сэкономить до 400 млн т топлива, повысив эффективность своего энергетического сектора, - считает Олег Плужников из Министерства топлива и энергетики. - Однако, чтобы этого добиться, нам необходимо модернизировать наше оборудование. Подобный проект позволит нам осуществить это".

В 1990 г. Россия использовала больше энергии на единицу выпускаемой продукции, чем любая другая страна мира, за исключением Украины. Потребление энергии на производство ВВП в России в пять раз выше, чем в Швеции, имеющей сходный климат. Это означает, что меры по повышению эффективности в энергетическом секторе при относительно небольших затратах и использовании технологий, давно существующих на Западе, могут привести к кардинальным изменениям.

Сотрудничество в этой области уже началось. Немецкая компания Ruhrgas и "Газпром" разработали программное обеспечение, позволившее сократить время работы газовых насосов, что привело к значительным сбережениям энергии. Японский торговый дом Sumitomo Corp. совместно с РАО ЕЭС работает над оптимизацией деятельности 16 российских электростанций. Однако проблема заключается в том, что страны, инвестирующие в российские программы по снижению уровня выбросов, смогут получать квоты на увеличение своих объемов загрязнения лишь с 2008 г., когда начнется первый период приведения уровней выбросов вредных газов в соответствие с договоренностями, достигнутыми в Киото. Российские представители говорят, что это лишает иностранных инвесторов стимула работать с Россией до 2008 г., и будут настаивать на скорейшей реализации системы продажи квот.

"Мы предлагаем экспериментальный проект, по которому России будет позволено начиная с 2001 г. продать на фьючерсных торгах разрешение на выбросы углекислого газа объемом до 100 млн тонн", - говорит Бердин. (WSJ)