Нецензурная эпитафия "Протону"


По словам консультанта отдела страхования космических рисков "Ингосстраха" Александра Подчуфарова, авария вновь поднимет страховую премию на космические запуски. Первый раз это случилось в середине этого года, когда страховые компании мира подсчитали свои потери от этого вида деятельности. Они составили более $1,7 млрд в год. Страховая премия тут же подскочила с 12% - 15% до 15% - 18%. Ожидается, что из-за катастрофы "Протона" она в ближайшие дни превысит 20%. Вообще этот год считается у страховщиков "черным": потерпели катастрофу американские "Дельта-3", "Афина" и два "Титана", два российских "Протона", отказали два российских спутника связи и несколько американских. С мрачным предчувствием страховщики ожидают старта французской "Ариан-5" в декабре, два предыдущих пуска которой из трех закончились неудачей.

КОСМОДРОМ БАЙКОНУР - 27 октября ровно в 20. 16 по московскому времени окрестности Байконура осветила яркая вспышка. Огненный столб унес в небо ракету-носитель "Протон-К", которая мгновенно скрылась в низких облаках. Собравшиеся на смотровой площадке могли слышать только мощный низкочастотный гул да голос из динамика.

"Десять секунд, полет нормальный, - сообщал он, - рыскание в норме". Отделилась первая ступень, потом головной обтекатель. Напряжение на смотровой площадке почти спало. "Двести двадцать четвертая секунда, нештатная ситуация, - вдруг сообщил голос. - Конец репортажа". Над площадкой повисла гробовая тишина, которую нарушило всего одно емкое непечатное слово, произнесенное кем-то из руководства. Все начальство мгновенно молча расселось по машинам и потянулись к выезду с космодрома. Банкетный стол остался нетронутым.

Катастрофа ракеты "Протон-К" будет иметь самые печальные последствия для российской и мировой космической отрасли. После сообщения о нештатной ситуации баллистики шептали: "Только бы обломки до Хакасии дотянули. Только бы Лебедю упали! "Не дотянули. Упали рядом с Карагандой, в 25 км северо-востоку от поселка Атасу. После падения Казахстан сразу запретил все запуски с Байконура до окончательного выяснения причин аварии. Но этим негативный эффект не исчерпывается.

Спутник "Экспресс-А1", который должен был доставить на орбиту злополучный "Протон", был застрахован "Ингосстрахом" еще до поднятия тарифов под 15% на сумму $24 млн. Подчуфаров не сомневается, что эта сумма будет выплачена. Собственно, на "Ингосстрах" придется всего 10% % выплаты, остальная сумма была перестрахована за границей, в основном у французских партнеров. Деньги "Ингосстраха" позволят ускоренно профинансировать строительство двух оставшихся спутников этой серии на НПО ПМ. Представители объединения утверждают, что новый спутник будет готов уже в декабре. Правда, запускать его будет нечем.

Единственным средством выведения на геостационарную орбиту в России является ракета-носитель "Протон". По словам представителя Военно-космических сил России, результатов деятельности комиссии по выяснению причины аварии, а значит, и снятия запрета на запуски с Байконура не стоит ожидать ранее чем через два-три месяца. Без сомнения, правительство Казахстана попытается использовать ситуацию, чтобы стребовать с России более высокую арендную плату. Хотя расследование предыдущей катастрофы наглядно показало, что никакого загрязнения в районе падения не наблюдалось и никто из жителей не пострадал.

Вывод на орбиту нероссийскими носителями невыгоден по нескольким причинам. Все пуски расписаны за год вперед. (К слову, и на "Протон" тоже.) К тому же коммерческая стоимость пуска на Западе - около $100 млн - делает коммерчески неэффективной эксплуатацию "Экспрессов".

Ведь заказчик спутника - ГК "Космическая связь" - оплачивает только пусковые услуги (50 млн руб.), а ракету-носитель "Протон" предоставило государство.

На "Экспресс-А1", идущий на замену отработавшей свой ресурс спутниковой группировке ГП "КС", рассчитывали его будущие пользователи - ВГТРК, НТВ, ТВ-6, МузТВ и другие телекомпании. Этот спутник нужен был именно сейчас, в преддверии выборов.

Переход на западные спутники не всегда возможен - несмотря на меньшее число транспондеров, "Экспресс-А1" имел более мощные передатчики, позволяющие вещать на небольшие антенны, которых много в российских регионах.

К тому же производство "Экспресса-А1" впервые финансировалось из частных источников, а не за счет государства. Катастрофа делает дальнейшие инвестиции проблематичными.

Спутник связи "Экспресс-А1" изготовлен по заказу Государственного предприятия "Космическая связь" ( (ГП "КС") на НПО Прикладной механики имени академика Решетнева (НПО ПМ). Полезная нагрузка поставлена компанией Alcatel. Спутник имел 17 транспондеров. Время жизни "Экспресса-А1" составляло 10 лет. Спутник предполагалось использовать в орбитальной позиции 80 градусов восточной долготы.

Невывод спутника на орбиту обострил еще одну проблему. Россия никак не может занять все зарезервированные для нее пустующие российские орбитальные геостационарные позиции, количество которых крайне ограниченно. И если председателю Гостелекома Леониду Рейману до сих пор удавалось как-то уговаривать Международный телекоммуникационный союз (ITU) не отбирать их, обещая занять космическими аппаратами типа LMI-1, Ямал-100, ЭкспрессА1, то после потери последних двух (ведь "Ямалы" тоже выводятся на орбиту "Протонами") ему будет трудно это сделать.