России есть чему поучиться у Азии


Российская экономика не растет уже 10 лет (единственным исключением стал 1997 г., когда ВВП страны вырос на 0,8%), а бедных в стране за годы реформ стало больше. Между российским и азиатским кризисами есть общие черты. Их вполне достаточно для того, чтобы извлечь из опыта стран Азии ценные уроки.

В качестве причин азиатского кризиса можно назвать следующие факторы: 1) крупный дефицит текущего платежного баланса, финансируемый через краткосрочные вливания капитала; 2) финансовая либерализация, не подкрепленная соответствующим уровнем прозрачности и законодательной поддержки. В такой ситуации банки и предприятия получили возможность брать крупные иностранные кредиты, не защищенные от риска внезапных валютных колебаний; 3) займы компаниями средств у банков под разные проценты (причем зачастую в форме взаимосвязанных кредитов) с иском быть подвергнутыми колебаниям процентных ставок - поскольку внутренний рынок облигаций и ценных бумаг не был достаточно развит; 4) подорванность режима фиксированного курса валюты ростом дефицита текущего платежного баланса.

Что же касается России, то факторы, вызвавшие экономический кризис августа 1998 г., схожи с перечисленными: 1) в Россию в течение нескольких лет перед 1998 г. также в большом объеме поступал краткосрочный капитал, хотя направлялся он на финансирование непрекращающегося бюджетного дефицита, а не дефицита текущего платежного баланса (Россия сохраняла избыток текущего баланса, хотя он и снизился в период 1997 - 1998 гг.); 2) с начала реформ в 1992 г. российские банки и предприятия практически не имели доступа к внутренним источникам финансирования. Снижение ликвидности внутреннего рынка означало, что реальный сектор начал искать альтернативные источники финансирования за пределами России. В 1997 г. объем внешней задолженности частного сектора превысил $30 млрд, 90% из которых составлял краткосрочный долг. Как и их азиатские коллеги, российские компании и банки оказались зависимыми от колебаний курса валюты; 3) чувствительность российской экономики к колебаниям процентных ставок была связана с финансированием дефицита бюджета. Процентные ставки на рынке ГКО/ОФЗ порой превышали 100%. За период с 1994 по июль 1998 г. общий объем первичного дефицита, финансируемого за счет ГКО, составил порядка $15 млрд.

Но погашение почти всех выпусков ГКО переносилось с накапливанием процентов, в результате чего к концу июля 1998 г. эта сумма разрослась до гигантских размеров $70 млрд, или около 20% ВВП страны; 4) наличие "рублевого коридора" (существовавшего с 1995 по август 1998 г.). Завышенный курс поддерживался за счет избытка текущего платежного баланса и притока капитала. Когда же инвесторы потеряли доверие к российскому рынку и избыток текущего платежного баланса истощился, валютный режим не выдержал.

Причиной азиатского кризиса стала хрупкость финансового сектора, вызванная неэффективностью управления.

В результате, кроме дополнительной макроэкономической компоненты, в программе МВФ центральное место занимает проведение структурных реформ, а также их социальный аспект. Проводимые МВФ реформы до сих пор приносили положительные результаты. Главная причина этого в том, что правительства азиатских стран понимали структурные трудности, с которыми столкнулись ранее, и это заставляло их придерживаться программы.

Здесь и кроется главное отличие России от упомянутых выше стран. Несмотря на весьма негативные прогнозы, сделанные в начале года (снижение в 1999 г. ВВП на 4,8%), ВВП России в этом году может даже вырасти. После снижения ВВП на 2,8% в I квартале, во II квартале он вырос на 1,3%. Если эта тенденция сохранится, можно ожидать, что за год прирост ВВП составит 2 - 3%. Основной причиной такого развития событий является значительный рост промышленного производства. В то же время рост ВВП нельзя объяснить активными и уместными действиями правительства, скорее это результат девальвации и повышения мировых цен на нефть.

Катализатором развития российской экономики в этом году стал быстрый рост промышленного производства, который, по всей вероятности, должен составить в 1999 г. 7 - 8%.

Краткий анализ секторов промышленности показывает, что с августа прошлого года импорт сократился почти вдвое и некоторые сектора развиваются быстрее, чем другие.

В августе производство текстиля выросло на 50% по сравнению с прошлым годом, а объем производства в пищевой отрасли увеличился за тот же период на 20%.

При этом стоит отметить, что топливно-энергетический сектор (самый объемный в России) из-за нехватки капитала для развития отрасли не смог извлечь выгоды из ситуации. Более того, если рассматривать ситуацию на более детальном уровне, выясняется, что в этом периоде наблюдался главным образом рост импортозамещающего производства, а не производства, ориентированного на экспорт. Хотя некоторые отрасли, например химическая и целлюлозно-бумажная, переживают сейчас времена подъема.

Причина медленного восстановления российской экономики Св отсутствии структурной реформы. Политические интересы до сих пор мешают этим попыткам, и грядущие выборы только усложняют ситуацию. Компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых, увеличивают свои прибыли благодаря повышению мировых цен на их продукцию и снижению производственных затрат в рублях. В то же время существуют определенные признаки того, что эти прибыли способствуют увеличению оттока столь нужного сейчас России капитала.

Кроме того, восстановление объемов промышленного производства тормозится отсутствием увеличения спроса внутри страны.

Реальные зарплаты в России сегодня почти на 30% ниже, чем год назад, а спрос со стороны государства подавляется большим объемом внешней задолженности. Все это означает, что промышленный рост в России может внезапно закончиться, в лучшем случае - остаться на довольно скромном уровне.

Питер Вестин, ведущий экономист Российско-европейского центра экономической политики