Десять лет реформ


Десять лет принесли такие перемены в Центральную и Восточную Европу и бывший Советский Союз, о которых до 1989 г. мало кто смел мечтать. Их масштабы, возможно, широко варьируются от страны к стране и от региона к региону, но направление выбрано верное.

Многое еще предстоит сделать.

Путь будет нелегким. Кризис в России, война в Косове и нынешняя война в Чечне служат горьким тому напоминанием. В то же время эти события подчеркивают значимость усилий по реализации мечты о свободе, мире и благосостоянии для всей Европы.

В прошлом году кризис рубля потряс Россию и многих из ее соседей. Даже сегодня кризис "доверия" к России еще не преодолен.

Глубокое разочарование вызывает ход структурных реформ в России - он не соответствует таланту и духу ее народа. Коррупция в особенности может постоянно тормозить экономическое развитие. Рад видеть признаки того, что граждане России понимают серьезность этой проблемы, о чем свидетельствует тот факт, что к коррупции приковано внимание в нынешней политической кампании.

Отрадно также, что апокалиптические предсказания относительно последствий кризиса в России в целом не сбылись. Наоборот, кризис подчеркнул тот факт, что инвесторы и финансовые рынки внимательно следят за прогрессом реформ и положительно откликаются на него. Страны, принявшие трудные решения уже на раннем этапе, теперь пожинают их блага.

Посмотрите на страны Балтии, чье положение в начале процесса перехода было во многом сходно с положением Беларуси, России и Украины. Их успех подчеркивает справедливость нашего лозунга "Реформы проводить выгодно".

Сегодня наступает второе десятилетие процесса перехода. И моя основная мысль заключается в том, что настала пора ускорять реформы. Ясно, что за последнее десятилетие слишком во многих случаях либерализация рынков и приватизация государственных предприятий были проведены без достаточного внимания к развитию конкуренции и корпоративного управления. Абсолютно необходимы стабильные институты, т. е. судебная система и государственный аппарат, которые обеспечивают объективное и последовательное соблюдение законов и правил. Именно ввиду слабости институтов происходит массовое уклонение от налогов, бегство капитала, разграбление государственных ресурсов, неуважение к закону и нарушение добросовестного госуправления.

Вместе с тем для народов региона процесс перехода к рыночной экономике и демократии оказался поистине потрясением. Тем не менее налицо определенный вкус к новому образу жизни. В этом году я побывал в польском городе Кракове. Это город феноменальных перемен и перспектив. Десять лет назад более половины населения краковского региона работало в сельском хозяйстве или в промышленности многие на гигантском металлургическом комбинате. Сегодня большинство работает на небольших динамично развивающихся предприятиях. Кое-кто, правда, говорит, что десять лет назад жизнь была лучше, но при этом забывает об очередях за хлебом. Однако больше людей скажут вам о том, что они приобрели автомобили, одежду или компакт-диски, и о том, что теперь, обладая правом голоса, они больше, чем когда-либо ранее, являются хозяевами своей судьбы.

Независимо от избранного пути проведение хороших реформ - дело нелегкое. Убежден, что на следующем этапе перехода первоочередной задачей реформ должна быть ликвидация препон к появлению новых предприятий, а также для мелких и средних предприятий, и все это с той же энергией, какая десять лет назад разрушила "железный занавес". Это во многом будет способствовать привлечению капиталовложений - источника жизненной силы процесса перехода.

Основная ответственность за улучшение инвестиционного климата лежит, естественно, на самих странах с переходной экономикой.

Но западные страны могут помочь восточным самыми разными путями - и здесь я имею в виду принцип "лучше торговать, чем помогать". К примеру, рост в Венгрии и Польше в прошлом году замедлился не столько из-за кризиса в России, сколько из-за медленных темпов роста в Европейском союзе.

В этой связи я всецело поддерживаю инициативу Европейского союза по открытию переговоров о вступлении в ЕС не только с Венгрией, Польшей, Словенией, Чешской Республикой и Эстонией, но и с Болгарией, Латвией, Литвой, Румынией и Словацкой Республикой.

Перспектива вступления в Европейский союз должна стать еще большим стимулом для стран с переходной экономикой в деле активизации их экономического сотрудничества между собой. Отрадно отметить создание региональных торговых объединений, таких как Соглашение о свободной торговле в Центральной Европе. Но им нужно действовать энергично и на деле ликвидировать барьеры, препятствующие конкуренции. Странам Юго-Восточной Европы следует активнее сотрудничать не только между собой, но и с Украиной и Турцией; в равной мере страны Балтии, с одной стороны, и Центральной Азии - с другой, должны расширять свои торговые отношения с Россией. Тем самым мы сможем избежать возведения новых экономических границ на Востоке.

Потребовалось гигантское мужество, чтобы сорвать занавес коммунизма и открыть новые возможности. Еще больше мужества как со стороны Востока, так и со стороны Запада - потребуется, чтобы реально воспользоваться этими возможностями.

ЕБРР по-прежнему полон решимости работать во всех своих странах операций. С 1991 г. подписано проектов на 12 млрд евро ($12,5 млрд). С учетом средств, привлеченных в порядке софинансирования, эта цифра возрастает до 43 млрд евро ($44,78 млрд). Каждый год банк увеличивает объем выделяемых средств. Мы приближаем банк к странам операций, куда переводится все больше старших банкиров - людей, принимающих решения. Меняется стратегия банка - упор во все большей мере делается на предпринимателей.

Наши страны операций могут доверять ЕБРР как надежному долгосрочному партнеру. Мы полны уверенности в будущем региона.

Хорст Кёлер, президент Европейского банка реконструкции и развития