Осторожно:Россия!


Все произошло почти так, как в старые недобрые времена: на большом международном саммите российский лидер упорно отстаивал правомерность действий России, обвиняя Запад в агрессии.

Единственное, чего недоставало, так это пассажа про кузькину мать и ботинка.

Россия не потерпит иностранного вмешательства в свои внутренние дела и будет продолжать кровавую схватку с террористами на Северном Кавказе, заявил в Стамбуле российский президент. Защита прав человека стала предлогом для натовских бомбардировок Сербии.

Агрессия была возведена Западом в норму.

В свою очередь западные правительства обвинили Россию в том, что результатом военного вторжения в Чечню стали жертвы среди мирного населения и потеря крова сотнями тысяч людей.

Этот обмен "любезностями" являет собой наглядный пример того, во что превратились сегодня взаимоотношения между Россией и Западом. Как заявляют в приватных беседах и российские, и американские официальные лица, в настоящий момент эти отношения переживают свой наихудший период со времен окончания "холодной войны". Покинув Стамбул за день до окончания переговоров, Борис Ельцин оставил за собой много неразрешенных вопросов. И не только относительно мотивов его резкого выступления, но и вообще по поводу будущего отношений Востока и Запада.

Непонятно, например, что заставило российского президента выступить со столь жесткими заявлениями? Ведь всего через несколько часов его представители согласились пойти на ряд значительных уступок при обсуждении международных соглашений, которые должны были быть подписаны во время саммита. И почему выступление Клинтона оказалось гораздо более мягким, чем заявления его европейских партнеров? Некоторые западные политики склонны трактовать поведение Ельцина как театральное действо, рассчитанное на домашнюю, т. е. российскую, аудиторию. Однако, даже разыгрывая подобные представления перед российским зрителем, Ельцин, как правило, старался заручиться поддержкой со стороны Запада. Как бы там ни было, российские переговорщики пошли на уступки, разрешив делегации, представляющей 54 входящие в ОБСЕ страны, посетить Чечню. Это дает некоторую надежду (но не более того) на то, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе сможет сыграть свою роль в урегулировании этого конфликта. Кроме того, российская сторона признала за правительствами стран - членов ОБСЕ право при определенных обстоятельствах принимать участие в разрешении внутренних конфликтов на территории России.

Билл Клинтон не присоединился к европейским лидерам, обвинявшим Россию в агрессии против Чечни. Некоторые аналитики полагают, что такая позиция американского президента отчасти мотивирована желанием США добиться от России введения поправок в Договор по противоракетной обороне (ПРО) 1972 г., которые дадут США возможность разработки противоракетного щита.

Немаловажную роль в формировании позиции Клинтона сыграл также и тот очевидный факт, что современная Россия уже не похожа на Советский Союз. В стране появились некие зачатки демократии. Каждые четыре года проводятся выборы президента и парламента, существует несколько политических партий.

Владимир Путин, бывший глава ФСБ, а теперь премьер-министр России и первый претендент на пост президента страны, сделал ставку на успех чеченской кампании, полагая, что военная победа станет гарантом его политической карьеры, а равно и спокойного ухода на пенсию нынешнего президента Ельцина.

Сегодня российская политика уже не является монолитной структурой, как во времена СССР. В стране образовалось множество центров влияния, каждый из которых стремится сформировать свою, независимую внешнюю и внутреннюю политику. Некоторые из этих политических центров выступают за изоляцию от Запада, другие, напротив, лоббируют сближение.

По данным Института по изучению общественного мнения Validata, конфликт в Чечне изменил политические пристрастия российских граждан. Если до Чечни самым популярным кандидатом в президенты был Евгений Примаков с его антикремлевской позицией - именно его народ считал лидером, способным обеспечить стабильность в стране, то после удара по чеченским "террористам" пальма первенства перешла к Путину как борцу за перемены. Но популярность Путина, по словам президента Validata Марии Волькенштейн, только на Чечне и держится.

Российская политика по отношению к Чечне и остальному миру вершится не только в Кремле и не только лично Путиным. Развитие событий говорит о том, что серьезное влияние на внутреннюю политику оказывает российская армия, когда-то мощная и прославленная, а теперь голодная и изрядно потрепанная в первой чеченской кампании 1994 - 1996 гг. Многие армейские офицеры традиционно рассматривают Запад в качестве противника и считают войну способом заработать как деньги, так и престиж. Да и многим влиятельным российским олигархам на руку поддержка националистических настроений.

Игорь Малашенко, заместитель председателя крупнейшей в России компании СМИ "Медиа-Мост", заметил на этой неделе, что в поддержку изолированности от Запада выступают самые широкие круги - от армейских генералов до олигархов, замешанных в недавних скандальных делах о коррупции. По словам Малашенко, сторонники международной изоляции хотят создать в России режим, при котором не надо будет оглядываться на Запад. Только тогда соблюдение их собственных интересов будет гарантировано. "Я считаю [такие взгляды]невероятно опасными и вредными для абсолютного большинства граждан", - сказал Малашенко.

Но даже при наличии в России таких тенденций мало кто из аналитиков говорит о возможности разрыва отношений между Россией и Западом. "Конечно, Чечня осложняет отношения и серьезно ухудшает репутацию России на Западе, - сказал бывший работник госдепартамента США Юджин Румер. - Но это еще не означает разрыва отношений". (FT)