РОССИЯ И МИР: Россия остается в Европе


Стратегия и тактика российской делегации в Стамбуле оказалась вполне успешной. Ее результатом стал отнюдь не новый виток обострения отношений России с Западом, как пророчили пессимисты, а согласование формулы подхода к чеченской проблеме, смысл которой предельно прост: Россия не Югославия, она намерена самостоятельно решать свои внутренние конфликты при определенном политическом участии международного сообщества.

Российский МИД счел результаты саммита настолько для себя приемлемыми, что Игорь Иванов даже публично заявил, что Москва "намерена заново налаживать доверие в отношениях с НАТО".

Это означает, что за свершившимся недавно возвращением в Брюссель военного представителя РФ при НАТО генерала Виктора Заварзина в Москву очень скоро последует возвращение представителя Североатлантического альянса. Скорее всего это опять будет Алексей Шахтахтинский, свободно говорящий порусски и известный своими обширными связями в политических и информационных кругах российской столицы. Потому речь идет по сути о дальнейшем развитии этих отношений, а не о выстраивании их с нуля.

К концу второго дня стамбульского саммита российской делегации, похоже, удалось невероятное - максимально переключить внимание участников с Чечни на проблемы Балкан, в частности Косова. Этому основательно посодействовали не только обсуждение на саммите проблемы косовского урегулирования, но и три существенных обстоятельства, воплощенных в личностях трех политиков Садако Огаты, спецпредставителя генсека ООН и Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Виктора Черномырдина, спецпредставителя президента РФ по урегулированию в Югославии, и,как ни странно, президента США Билла Клинтона.

Посетившая лагеря беженцев в Ингушетии всемирно известная японка Садако Огата сделала в пятницу почти сенсационное заявление. По ее словам, ситуацию там нельзя считать гуманитарной катастрофой. По ее оценке, лицам, перемещенным из Чечни, оказывается щедрая помощь со стороны федеральных властей России. При этом она, правда, отметила необходимость улучшить контроль за распределением гуманитарной помощи от международных организаций.

В ту же пятницу представлять Россию на международном форуме в Кран-Монтана премьер-министр Владимир Путин направил Виктора Черномырдина. Его вклад в политическое решение проблемы Косова высоко оценен политиками на Западе и, соответственно, предельно критически российскими национал-патриотами (ведущий одной из программ ТВЦ уверял на днях, что во время косовского кризиса Черномырдин оказывал "дипломатическую помощь НАТО"). Хотя главная цель бывшего премьера на форуме в Монако - продвигать российские экономические проекты на Балканах, его появление там полно политического смысла. Оно свидетельствует о готовности России сотрудничать, а не конфронтировать с Западом в этом бурлящем регионе. Если, разумеется, Запад не оставит попыток политической конфронтации с Россией из-за Чечни.

Третье обстоятельство, явно сыгравшее на руку России, - начавшийся в пятницу тур Билла Клинтона по балканским странам. Его начало в Греции следует признать весьма неудачным: там американский президент с семьей был встречен многотысячными демонстрациями протеста.

Греческие левые излили на президента США все накопившиеся за десятилетия обиды, припомнив разом и поддержку Вашингтоном хунты "черных полковников" в 1974 г., и якобы "протурецкую позицию" США по Кипру, и, разумеется, бомбардировки Югославии. Сроки пребывания семьи Клинтонов на земле Эллады оказались сокращены. Зато компенсацией негативных эмоций в Греции, несомненно, должно стать намеченное пребывание президента США в Косове.

Триумф Клинтонам в этой югославской провинции гарантирован. Подготовку к нему лично наблюдал в Косове на минувшей неделе. Тем более что этот визит призван знаменовать окончание важного этапа урегулирования косовской проблемы: почти завершено возвращение 800 000 беженцев из лагерей в соседних Македонии и Албании, идет преобразование Армии освобождения Косова в гражданскую организацию Корпус защиты Косова (КПК), некий аналог российского МЧС. В своем обращении к местным гражданам он будет говорить не только о необходимости активнее восстанавливать экономику провинции, налаживать демократическую систему, но и призовет албанское большинство провинции к преодолению этнической ненависти, мирному сосуществованию с сербами и другими национальными меньшинствами, что и без того является сейчас приоритетной задачей для администрации ООН в Косове.

Осуществление этой главной сейчас задачи немыслимо без активного взаимодействия натовских подразделений с российскими. Вопреки предсказаниям, это взаимодействие весьма эффективно: в большинстве своих зон ответственности россияне беспристрастным отношением к задачам по наведению порядка уже завоевали доверие не только сербов (уже тысячи сербов вернулись в свои дома), но и албанцев. Самые высокие оценки действий российских миротворцев довелось мне услышать из уст руководителей KFOR, в частности главы совместной комиссии по осуществлению соглашений генерала Клауса Олсхаузена, и из уст главы миссии ОБСЕ в Косове Даана Эвертса. "Главное, чтобы это сотрудничество и взаимопонимание между военными НАТО и России в Косове не разрушили политики", - сказал мне один из натовских генералов.

В Косове особенно отчетливо видно, насколько Россия нужна Европе. Как, разумеется, и Европа России. Лишь бы Чечня не развела нас вновь. И в этом смысле результаты саммита в Стамбуле обнадеживают.

Александр Шумилин, обозреватель журнала "Эксперт"