ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Стимулирование застоя


Экономический, в особенности промышленный, рост в России отмечается практически всеми. Наш корректный премьер даже заметил, что рост этот является заслугой в первую очередь предыдущих правительств. Это так. Также практически всеми признается, что источником текущего роста является прошлогодняя четырехкратная девальвация.

Однако распространилось и считается чуть ли не общепризнанным мнение, что резерв этого роста может быть очень скоро исчерпан. Что препятствием станет низкий платежеспособный спрос. Низкий платежеспособный спрос – это и вправду препятствие, но что же тут поделаешь: низкий рост тоже препятствие для занятий баскетболом или для победы на конкурсе красоты. Что касается идеи стимулирования платежеспособного спроса, проникшей в экономические декларации практически всех политических движений – от коммунистов до проправительственных, – это какое-то массовое заболевание. Обещали эпидемию гриппа, а дождались эпидемии кейнсианства в каком-то нечерноземном исполнении.

Эффект девальвации не может быть исчерпан, если не допускать ползучей и искусственной ревальвации, а мы ее как раз допускаем, да еще как. Что касается реальных препятствий к экономическому росту, то их более чем достаточно: в первую очередь отсутствие легальной экономической среды, совместимой с жизнью, и блокада свободного движения капитала и товаров. Живая экономика подвергается административному террору и уходит в подполье, т. е. отдается террору криминальному. Поскольку никаких возможностей для радикальных экономических шагов до окончания президентских выборов не будет, то остается единственная возможность сохранить нынешнюю тенденцию к росту – компенсировать идиотизм экономической среды низким обменным курсом рубля. Слабый рубль удешевляет издержки неконкурентоспособной экономики до уровня конкурентоспособности. Это пока все, что мы можем, а высокие цены на экспортную нефть делают такие действия не слишком обременительными.

Задачей же новой российской власти, от которой она никуда не денется, станет легализация экономики. Это снижение налогов, тарифов и пошлин до уровня реальных – тех, которые реально платятся. Это прекращение налогообложения заработной платы (кстати, вот вам и стимулирование платежеспособного спроса). Опять же лучший повод для оздоровления региональных бюджетов – сейчас они, кроме поборов с зарплаты, вообще ничего не собирают. Легализация экономики подразумевает истребление всех форм дотирования производства – скрытого и открытого. Это та же самая борьба с терроризмом, только в экономике. Как говорит наш премьер, хватит разговоров на эту тему – поймаем в сортире, замочим и в сортире. Экономических террористов давно пора мочить в сортире, а теоретиков стимулирования платежеспособного спроса путем централизованной раздачи денег трудящимся надо спускать в толчок головой вниз, и тогда, уверяю вас, никаких препятствий к самому мощному экономическому росту в России не будет.