Если у вас нет картины...


Купить картину для души и одновременно с тайной мыслью деньги приумножить – примерно то же самое, что жениться разом и по расчету,0 и по любви. Говорят, у кого-то получается.

Существует поверье, что вложение денег в предметы искусства является гарантированной формой сохранения капитала. Это может получиться, если вы покупаете на аукционе Sotheby’s за сумму с несколькими нулями картину Ван Гога или Шагала с сертификатом подлинности. Увы, тех, кто может себе это позволить, единицы.

В последние годы отечественные галерейщики и лояльные к ним искусствоведы смущают умы российских охотников до картин разговорами о том, что вкладывать деньги в современную отечественную живопись очень выгодно. Объясняют они это тем, что, во-первых, сейчас и здесь картины современных живописцев очень дешево стоят, во-вторых, все выдающиеся художники галерейщиками уже выявлены и взяты на заметку (можно смело покупать по их совету – не ошибешься) и, в-третьих, мол, за границей произведения наших художников идут на ура и за деньги несоизмеримо большие, чем в родных пенатах.

Увы, все перечисленные доводы могут быть подвергнуты сомнению, а покупка картин современных российских художников гарантирует сохранность потраченных средств примерно в такой же степени, как приобретение лотерейных билетов.

История русского бума

Бум на российскую живопись пришелся на конец 80-х – начало 90-х гг. Западных коллекционеров привлекала дешевизна творений российских художников – можно было купить вполне приличную картину за $50–150. Апогеем культурного ажиотажа стал аукцион Sotheby’s, во время которого картина Григория Брускина была продана за полмиллиона долларов. Увы, можно назвать целый ряд имен тех, кто, удачно продав свои картины на аукционе Sotheby’s, больше ни разу не смог повторить свой успех.

А в те золотые для российских художников времена западные галереи подчистую скупили многолетние залежи мастерских таких живописцев, как Дыбский, Ганиковский, Шерман. Все хорошее быстро кончается, модные российские художники, почувствовав вкус славы и денег, перебрались на Запад, в то же самое время интерес к их живописи начал заметно угасать. А между тем на родине их менее удачливые коллеги оказались испорчены чужим успехом и установили астрономические цены, живя при этом исключительно в долг. В надежде на получение немалых денег после российского бума оставшиеся в стране художники начали штамповать картины с учетом, как им казалось, нынешней конъюнктуры.

“$2000”, – объявлял на моих глазах цену один из художников. Покупатель уходил. “Кому бы ее за стольник отдать? – спрашивал у собравшейся безденежной компании художник и в ответ на всеобщее молчание, сникнув, произносил: – Ну а где здесь ближайшая помойка?” После чего безжалостно срезал картину, чтобы сохранить подрамник. Позже этот художник приобрел имя, а бережно сохраненная мной обрезанная работа приобрела какую-то стоимость (хотя, если бы я надумала ее продать, у меня возникло бы немало проблем с установлением подлинности имени художника).

Цена и ценность

Искусствовед Татьяна Колодзей, президент знаменитого Фонда искусств Колодзей (США), в неформальной беседе не скрывала, что искусствоведческая ценность самой работы и цена картины – мало связанные между собой вещи, и добавила, что много было бы смеха, если бы из всех музеев и картинных галерей мира убрали таблички с именами авторов.

Очень часто картины, о которых много говорят как о “представителях” модного течения, умирают столь скоропостижно, сколь быстро дошли до высокой ценовой планки. На Западе после падения железного занавеса скупали авангардные картины из России, представлявшие собой холст, на который были наклеены атрибуты советской действительности или даже просто – пакеты из-под молока с подмосковной помойки. В 1990 г. авангардист Сергей Бугаев выехал в Западную Германию с несколькими мешками бытового мусора, приведя в полное недоумение ленинградских таможенников. По прибытии на место он сделал из этого мусора несколько работ в стиле поп-арт, которые очарованные перестройкой немцы купили почти за DM50 000. Сегодня такое вряд ли возможно. Не надо быть провидцем, чтобы угадать, что помойка всегда останется помойкой, даже если в какой-то момент она в цене.

Те, кто вложил деньги в концептуальное искусство, оказались в проигрыше. Вчерашние громкие имена перестали стоить каких-то денег вообще. Это первое, о чем надо помнить, собираясь приобрести картину. Кроме того, очень часто картины именитых художников пытаются продать их друзья, которым эти картины в свое время были подарены авторами. Здесь надо иметь в виду, что художники, которые выглядят наивными и добрыми, как дети, далеко не всегда столь уж непрактичны. Как правило, художники дарят неликвиды – картины, которые залеживаются в мастерских.

Маркетинговые

приемы живописцев

У художников существует много методов, при помощи которых они повышают цены на свои картины. Одни, как московский модный художник Никас Сафронов, демонстрируют потенциальному покупателю “иконостас” фотографий своей персоны на фоне великих – первых лиц политической и творческой элиты, которые купили (или якобы купили) его картину. Другие объявляют в СМИ о многотысячных гонорарах, будто бы заплаченных за его творения. При этом нередко работы этих художников не берет ни одна галерея.

Вам могут продемонстрировать толстое портфолио с отзывами о выставках. Один питерский художник для привлечения внимания к своей персоне потчует потенциальных покупателей из иностранного консульства самогоном с блинами и пляшет перед ними в косоворотке, изображая русского самородка. Существует и такой маркетинговый прием – художник дарит покупателю 10 картин с условием, что одиннадцатую тот за большую сумму показательно покупает на аукционе. Стоимость работ художника устанавливается на уровне объявленной на торгах суммы. Покупатель же, разыгравший приобретение картины на аукционе, тоже не внакладе – он может рассчитывать на хороший доход в будущем, продав десяток полученных бесплатно картин.

Раскруткой имен занимаются также галереи и частные консультанты по живописи, предварительно скупившие у малоизвестных живописцев большую часть их картин. В 1990 г. примитивистка “баба Маня”, состоявшаяся как живописец в возрасте 90 лет, как оказалось, по наивности продала все свои картины устроителям выставки по 50–100 руб., что для деревенской бабушки с мизерной пенсией было астрономической суммой. На выставке она, осознав происходящее, усмехалась: “Ух и плуты, ну вы и плуты!”

Не попасть в молоко

Как же снизить риск потери вложенных в картины денег? Если позволяют средства, лучше покупать работы старых мастеров. Как это ни прискорбно, но для покупателя хороший художник – это мертвый художник. Картины умершего резко дорожают – такой художник не устроит демпинговую распродажу и не наводнит рынок дешевыми повторами удачного сюжета. Знаменитые саврасовские “Грачи прилетели” есть в целом ряде городских музеев – в прямоугольных, круглых, овальных и квадратных рамках. При жизни художника этот сюжет стоил весьма недорого, нуждающийся в быстрых деньгах Саврасов написал эту картину без изменений около 30 раз.

Известную опасность представляют подделки модных художников. Например, Владимира Яковлева, который рисует на тетрадных листках школьной гуашью примерно как пятилетние дети. Гарантию подлинности дают галереи, но берут за это от 40% до 60% от продажной стоимости картины.

Живопись относится к разряду плохо ликвидных вложений. Цены на картины сильно подвержены колебаниям в связи с изменением моды на стили. Кажется, всегда интересны только примитивисты, но в этом жанре идет постоянный демпинг со стороны вновь появляющихся художников.

Стоимость картин “придворных” художников – таких, как Шилов, Глазунов или Церетели, – как правило, сильно завышена, а ореол “дурновкусия”, окружающий их, не внушает уверенности, что в будущем цены на них хотя бы удержатся на том же уровне.

Считается престижным иметь картину Соломона Россина, поскольку этот санкт-петербургский художник считает, что до потомков должно дойти не более 50 его работ, и по мере написания новых уничтожает наименее удачные старые. Поэтому, строго подсчитывая количество проданных картин, он продает их нечасто.

По мнению президента Ассоциации искусствоведов Александра Морозова, чтобы выбрать для себя художника, лучше всего проконсультироваться в галереях современного искусства. Однако надо учитывать, что любой из консультантов порекомендует вам художника, с которым у него либо личные, либо деловые отношения, что вполне естественно. Точно так же, как архитекторы, занимающиеся дизайном частных квартир, покупают для нанимателя картины своих друзей, часто при этом имея свой процент с продажи.

Увы, приходится констатировать, что расчет при коллекционировании не оправдывает себя. Оглянувшись на недолгую историю собирательства современного российского искусства, можно утверждать, что чаще всего в выигрыше оказываются бескорыстные коллекционеры – те, что собирают картины просто из любви к искусству. Именно в такие коллекции попадали картины, например, Рабина или Целкова, которые заняли прочные места на мировом рынке.