Пора приструнить ОПЕК


й запас.

Совершенно непонятно, почему США вообще должны поощрять деятельность иностранных картелей. А поддерживать картель, отнимающий у американцев огромные суммы денег, уж точно нет никакого смысла. Если нефть дорожает на $10, то США теряют около $35 млрд в год. Кроме того, подорожание может обернуться новым витком инфляции.

До сих пор администрация Клинтона не прикасалась к стратегическому запасу, объем которого составляет около 566 млн баррелей. Продав эту нефть по нынешним высоким ценам, США могли бы снять напряжение с американского бизнеса и потребителей. А ОПЕК получила бы ясный сигнал: их квоты неприемлемы.

Большинство экономистов говорят, что попытки удержать цены на уровне выше рыночного приведут к снижению спроса и увеличению поставок из стран, не входящих в картель. Однако ОПЕК, успешно манипулирующая ценами на нефть в течение последних 25 лет, обязана своим крепким здоровьем умению не только завышать, но и занижать цены. Каждый раз, когда цены на нефть опускались ниже $15 за баррель, западные аналитики объявляли ОПЕК мертвой. Но спустя полгода ОПЕК сокращала поставки и цены снова росли.

Объяснение этим манипуляциям с ценами можно найти в книге Томаса Шеллинга по теории игр. Позволяя ценам периодически падать, ОПЕК как бы говорит другим поставщикам нефти, что намерена смириться с низкими ценами. Эти другие поставщики страдают от потерь, инвестиции в разведку и разработку замораживаются, а ОПЕК между тем продолжает держать под контролем мировые объемы добычи и цены. Таким образом, идя на краткосрочный ценовой риск, картель сохраняет контроль в долгосрочном плане.

Стратегический нефтяной запас был создан в 1973 г., когда арабские государства резко прекратили поставки нефти. США могут брать из запаса по 2 млн баррелей в день, что приблизительно соответствует дневному объему поставок нефти из Ирака. Проблема заключается в том, что запас слишком мал, чтобы справиться с каким-либо новым эмбарго, а для этого он, собственно, и был предназначен. А сокращение поставок приведет не к снижению объемов закупаемой США нефти, а всего лишь к росту мировых цен. Так для чего же существует этот запас?

Поскольку он все равно не отвечает нуждам национальной безопасности, почему бы не использовать нефтяной запас в целях реализации внешнеполитических и экономических целей США? Продажа части запаса сведет на нет эффект от опековских квот. Это поможет рассеять страх перед инфляцией, и отпадет необходимость в ужесточении денежной политики со стороны Федеральной резервной системы США. Рыночные ожидания говорят о том, что нынешний рост цен на нефть – явление временное. По фьючерсным контрактам на нефть с поставкой через полгода нефть стоит на $3,50 дешевле, чем сегодня, так почему бы не воспользоваться нынешними высокими ценами и не продать нефть из запаса?

Стратегический нефтяной запас можно использовать одновременно с политическим давлением со стороны США, чтобы ослабить ценовые колебания. Ведь когда цены взлетают, это вредит потребителям, а когда падают – поставщикам. Продажа нефти из запаса по ценам выше $23 за баррель и покупка по ценам ниже $13 за баррель должны ослабить колебания мировых цен на нефть и дать им возможность устанавливаться в соответствии с колебаниями спроса и предложения. Если это будет необходимо, правительство может продать всю нефть из запаса, пополнив его после того, как цены снова снизятся. Использование запаса в качестве дисциплинарной меры отберет у картеля мощное средство влияния на рынки. (WSJ)