ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Залп по “Авроре”


Решение Верховного суда Российской Федерации об отмене выборов губернатора Санкт-Петербурга стало, возможно, самым серьезным ударом по позициям предвыборного блока “Отечество – Вся Россия”. Более того, оно выглядит последним предупреждением региональным лидерам, последним вопросом, обращенным к ним от имени все более консолидирующейся федеральной власти: с кем вы, мастера культуры?

И действительно – с кем? Отцы-основатели "Всей России" в последние недели – в особенности после провала переговоров Евгения Примакова и Юрия Лужкова с Владимиром Путиным – делали всё возможное, чтобы заверить главу правительства в своей лояльности. Однако Кремль и Белый дом, очевидно, ожидают не слов, а дел. Как бы там ни было, а федеральная власть ударила по самому слабому месту ОВР – и в результате политическое будущее губернатора Санкт-Петербурга и, между прочим, председателя “Всей России” Владимира Яковлева оказывается под большим вопросом.

Яковлев действительно удобная мишень. Не случайно в отмене петербургских выборов были заинтересованы и в Кремле, и в правительстве, и в “Яблоке”, и в Союзе правых сил. По разным причинам. Власть была заинтересована в демонстрации своих региональных возможностей. “Яблоко” никогда не простит Яковлеву предательства: воспользовавшись услугами этого популярного в северной столице движения на прошлых губернаторских выборах, Яковлев отказался от сотрудничества с партией Явлинского после своей победы. Для либералов из СПС Яковлев – символ поражения перестроечного либерализма, персонифицированного Анатолием Собчаком. Все сошлось.

И все же дело не только в Яковлеве. И даже не только в ОВР, хотя одновременно с отменой петербургских выборов куда менее удачно атаковались московские, вернее, участие в них Юрия Лужкова. Главное, что федеральная власть осознала, насколько серьезным игроком стала власть региональная. Попытавшаяся было явочным порядком стать “партией власти” ОВР – это не прорыв московского политика Евгения Примакова и даже не амбиции столичного мэра Юрия Лужкова. Это прежде всего бунт регионов. Чтобы противостоять этому бунту, федеральной власти опять-таки пришлось обращаться за помощью к региональным лидерам. Флирт с региональными баронами мог устраивать Бориса Ельцина, ощущавшего себя – в особенности после октября 1993 г. – как бы над властью. Но Владимир Путин не небожитель.

Москва открыла огонь по штабам. Пока речь идет лишь о лидере не самого любимого блока, к тому же обремененного либеральной оппозицией, неподконтрольной прессой и вниманием первопрестольной. Но это только начало. Уже в следующем году начнутся перевыборы губернаторов и республиканских президентов, и будьте уверены – федеральная власть на этот раз сделает все возможное, чтобы на своих местах остались лишь лояльные руководители. В результате к концу 2000 г. мы получим совершенно новую систему взаимоотношений во власти: Госдума, лояльная Совету Федерации, и Совет Федерации, лояльный президенту и правительству. Исполнительная власть может получить возможность править, не оглядываясь ни на власть законодательную, ни на регионы.