Ремонт в России больше, чем ремонт


“Существует устойчивое заблуждение, что опытный дизайнер берется за планировку и оформление только баснословно дорогих помещений новых русских. В реальности архитекторы главным образом занимаются обычными трех-четырехкомнатными квартирами в панельных новостройках, заказ на дизайн трехэтажного коттеджа – это редкость”, – говорит архитектор Дмитрий Федоров.

Дизайнер высокого класса работает за гонорар в размере до 20% от бюджета, выделенного заказчиком на весь ремонт. Он может составлять и $10 000, и $20 000, и $80 000 – и до бесконечности. В заказ входит разработка архитектурного проекта и дизайна интерьеров, подбор подрядчика, авторский надзор за строительной бригадой и покупка качественных материалов.

Основная масса дизайнеров работает за более скромные суммы – 3–5% от ремонтного бюджета. За меньшую плату можно нанять старшекурсника архитектурного института или Строгановского училища либо начинающего дизайнера. “Меня однажды спросили, можно ли сделать малогабаритную квартиру за $200, – рассказывает архитектор Михаил Молочников. – Я ответил, что можно и дешевле. Поставьте посреди комнаты ящик пива, достаточное количество аэрозольных баллончиков с цветными красками, пригласите нескольких любителей заборных граффити и оставьте на несколько часов, позволив творить все что угодно. В результате вы получите комнату в диком, но идеально выдержанном стиле”.

Хорошие дизайнеры стараются создать интерьер, подходящий конкретному человеку с определенным образом жизни, привычками и пристрастиями. “Общение дизайнера с клиентом всегда должно быть глубоким и личностным, – считает Молочников, – я должен понять человека, узнать, чем он увлекается, познакомиться с его семьей. Если женщина любит готовить, то акцент [в интерьере] делается на кухне с большим разнообразием электрооборудования. Если человек любит бильярд, то центром квартиры может стать бильярдная комната, если посидеть у камина, то будем выбирать камин”.

Профессиональному дизайнеру все равно, в каком стиле делать интерьер: в стиле барокко, классицизма, минимализма или в стиле модерн. “Одному экстремальному человеку, – рассказывает Молочников, – я сделал комнату, всю обшитую искусственным мехом, с зеленым потолком, и он чувствовал себя там очень хорошо”.

Иногда клиенты полностью доверяют художнику, а иногда заказывают макет будущей квартиры. Макет может быть сделан с мельчайшими подробностями, даже с мебелью, как домик Барби, но это дорогое удовольствие (около $2000). Более современную (и дешевую) визуализацию будущего интерьера можно сделать при помощи трехмерной компьютерной модели: дизайнеры моделируют квартиру, “расставляют” в ней выбранную мебель, “прикладывают” к стенам обои и показывают все это клиенту на экране, причем с учетом искусственного или естественного освещения.

Хороший дизайнер отличается от посредственного тем, что может обыграть любую причуду заказчика, вдохнув в нее вкус и стиль. Если клиент выбрал чудовищные обои, значит, дизайнер должен так подобрать мебель и аксессуары, чтобы они смотрелись как часть единого целого, скажем, в стиле техно.

Незаурядные люди часто заказывают для себя экстремальные интерьеры. Один из архитекторов рассказал о заказчике, который захотел, чтобы вдоль всей комнаты тянулись прозрачные трубы, а по ним, как в аквариуме, плавали бы рыбы. Рыбы потом отовсюду смотрели на людей, которые ужинали, обедали, спали или сидели перед телевизором.

“Весь дизайн может быть подобран под уникальные двери или даже уникальные дверные ручки. Здесь очень часто действует принцип: большое определяется малым”, – поясняет дизайнер Марина Герцовская, член-корреспондент Международной академии наук о природе и обществе (отделение художественного и индустриального дизайна).

Нередко мебель делается по авторским разработкам – специально под задуманный интерьер. Она также может быть выписана из-за границы. Кстати, как утверждают дизайнеры, иногда мебель, купленная за рубежом, даже с учетом транспортных расходов обходится на 30–40% дешевле аналогичной, купленной у нас.

Бывает, что задача, которую ставит наниматель, предельно конкретна. К примеру, одна заказчица, которая в жизни много натерпелась от того, что ее заливали соседи, главным условием поставила, чтобы больше в ее жизни потопов не было. Было разработано решение, в соответствии с которым вода по стенам стекалась в желобки и уходила в канализационные трубы. Потолок сделали непромокаемым, стены водоотталкивающими, были поставлены фальшстены с зазором для стока воды, пол покрыли специальным водонепроницаемым лаком и положили с небольшим наклоном, а по всему периметру установили дренажные желобки. В результате в квартире такой конструкции можно было с комфортом жить даже во время всемирного потопа. Стоило это все около $60 000, включая проверку на водоустойчивость.

Несмотря на то что клиент всегда прав, лучше прислушиваться к профессиональным суждениям дизайнеров, потому что иногда диктат клиента приводит к курьезам. Наиболее распространенный из них – навязчивая идея некоторых обитателей многоэтажек превратить одну из жилых комнат в мини-бассейн. Это возможно; правда, по завершении работ выясняется, что при стандартном напоре воды в трубах бассейн наполняется за пять-шесть часов. Любитель плавания устанавливает насос – и бассейн наполняется уже за полтора-два часа (правда, весь дом в это время сидит без воды). Далее выясняется, что в квартире постоянно повышенная влажность со всеми крайне неприятными последствиями. Известны печальные случаи, когда потолок под бассейном обрушивался вместе с десятью тоннами воды на головы ничего не подозревающих соседей снизу.

Прислушиваясь к мнению дизайнера, стоит все-таки не перегибать палку, иначе будет создан интерьер, который явится не воплощением представлений обитателя жилья об уюте и комфорте, а реализацией собственных художественных идей автора проекта. По словам Герцовской, нередко на фотографиях в журналах по интерьеру можно увидеть “красивые произведения искусства, но в них нет личностного начала, нет лица хозяев квартиры. Их можно рассматривать только как демонстрацию стиля или направления, которые приходят на наш рынок. Это мертвые марсианские пустыни, в которых человеку неуютно”.