Санта-Клаус не успевает за детьми


Настроение у сотрудников компании Hasboro под Рождество сильно испортилось. И это объяснимо, ведь под Рождество грустить они не привыкли. Второй по величине производитель игрушек в США, владеющий, в частности, маркой Monopoly, вынужден сокращать персонал.

Компания объявила об увольнении 2200 сотрудников – почти 20% персонала. Может быть, год был неудачным? Но нынешний предрождественский пресс-релиз почти слово в слово повторяет прошлогодний. Тогда компания также сократила около 20% персонала.

Второй год подряд несчастья преследуют и производителя игрушек номер один – известную куклой Barbie компанию Mattel. Доходы фирмы снизились в последнем отчетном квартале на 42%. На прошлое Рождество дела у Mattel тоже шли невесело: Барби продавалась значительно хуже, чем в предыдущие годы.

На первый взгляд ситуация не поддается объяснению. Судя по оценкам потребительских расходов, американцы тратят на покупки больше, чем когда-либо. Уровень рождаемости снижается, но высокое число разводов означает, что один и тот же ребенок принадлежит сразу двум семьям и, стало быть, получает больше подарков. Нынешние американские бабушки и дедушки – самые обеспеченные бабушки и дедушки за всю историю страны, да и продолжительность жизни у них выше, чем раньше.

Маркетинговые исследования показывают, что рынок традиционных игрушек сужается либо находится в застое. По данным исследовательской фирмы NDP, мировой уровень продаж обыкновенных игрушек, т. е. не видео- и не компьютерных игр, снизился за прошлый год с $54,1 млрд до $53,5 млрд. В Северной Америке объем продаж игрушек остается на одном уровне уже второй год – около $21,4 млрд.

Эту ситуацию маркетологи объясняют ранним взрослением. Вследствие некоторых фундаментальных изменений в обществе и семье дети вынуждены расти быстрее. То время, которое они готовы уделить игрушкам, сильно сокращается. “По нашим данным, к девяти годам, и уж точно к 10 годам дети перестают интересоваться традиционными игрушками, – говорит Эд Рот, вице-президент NDP. – Они переключаются на видеоигры, спорт, компакт-диски и т. п.”.

Впрочем, именно в этом году NDP планирует некоторый рост продаж традиционных игрушек в США. Одна из главных причин этого небольшого скачка – рост числа интернет-магазинов. За последний год в США набрали обороты такие сайты, как eToys.com, ToyTime.com и toysmart.com. Причем на общие объемы продаж эти магазины влияют не напрямую, поскольку через Интернет даже в США пока продается не более 3% игрушек. Просто они стали очень удобным источником информации, они подсказывают идеи подарков.

“Подход компаний к маркетингу, так же как и подход потребителей к процессу покупки игрушек, претерпел кардинальные изменения, – говорит Джемми Сорчер, редактор специализированного журнала Playthings. – Дело прежде всего в развитии Интернета. Информация стала гораздо доступнее для потребителей”.

Но есть и более прозаические и не связанные с развитием технологий факторы, двигающие американскую и мировую индустрию игрушек, – сделки с киностудиями и другими компаниями, которым принадлежат торговые марки нашумевших фильмов и мультфильмов. Прошлый год был беден оглушительными успехами. Зато в уходящем году продавцам игрушек было чем поживиться. Лидерами в США стали игрушки по мотивам “Звездных войн” и “Покемона” (сокращение от Pocket Monsters – телесериал и фильм, основанные на видеоигре производства Nintendo).

Права на продажу игрушек под обеими этими марками принадлежат Hasbro. И хотя “звездных” игрушек было продано несколько меньше, чем планировалось, игрушки по мотивам “Покемона” продавались хорошо. В целом в США на лицензионные товары пришлось 40% всего объема продаж игрушек в этом году.

Американские маркетологи отмечают, что игрушечная индустрия настолько сильно увязана теперь с шоу-бизнесом, что годовой объем продаж повышается или понижается в зависимости от успехов или провалов в области кинопроката. Ричард Чейз, президент фонда Child Growth & Deve-lopment Corporation, считает, что производителям игрушек нужно взять свою судьбу в свои руки. Производители могли бы предлагать киностудиям идеи фильмов, чтобы к ним можно было бы выпускать “сопутствующие” игрушки.

Пока, впрочем, производителям игрушек стоит прислушаться хотя бы к голосу потребителя. На недавнем конкурсе юных изобретателей, который проводится при поддержке Amazon.com, среди финалистов была девочка, которая придумала “расческу караоке”: дети могут петь песни, когда они причесываются. Семилетний мальчик предложил куклу под названием “Мой лучший друг”: голова у этой фигурки сделана так, что на нее можно приклеить фото лучшего друга. А еще одна кукла, движущаяся и подпрыгивающая, поет песенку: I’ve Got Ants in My Pants (“У меня муравьишки в штанишках”). (FT)