В Michelin начинается новая эра


Всегда готовый улыбнуться и пошутить, Мишлен-младший производит впечатление человека, который не боится преобразований. В числе предстоящих реформ – новая схема оплаты труда для 5000 менеджеров высшего звена Michelin, в соответствии с которой зарплата будет зависеть как от личного вклада сотрудника, так и от результатов деятельности компании. Другое нововведение – фирменный интернет-магазин, в котором клиенты смогут заказывать шины и даже создавать собственный дизайн, выбирая цвета из представленной палитры.

Michelin, которая приблизительно на 40% принадлежит иностранным акционерам, готова осуществить и другие преобразования. Например, открыть доступ для журналистов на свои 82 завода, куда раньше было попасть труднее, чем в приграничную зону.

Однако открытость Michelin небезгранична. Мишлен предпочитает не говорить на финансовые темы, в частности о распределении акций компании между более чем 500 членами семьи. Кроме того, Мишлен яростно защищает юридический статус своей компании, довольно необычный для Франции, – закрытое акционерное общество. Эта форма дает трем руководителям Michelin, в число которых входят отец и сын Мишлен, неограниченную ответственность и контроль над компанией. “Я не стыжусь этой формы. Я уверен, что существует новаторский и современный путь управления закрытым акционерным обществом”, – говорит Мишлен-сын.

Баланс между реформами и сохранением традиций является лейтмотивом его интервью. “Мой отец несколько лет назад назвал меня иконоборцем, что было своеобразным признанием моего права свободно выбирать будущее компании. Я думаю, наши взгляды по сути дела очень близки. Разница только в методах. И это нормально: я ведь представляю новое поколение”, – говорит он.

Мишлен считает, что “распределение обязанностей, наделение полномочиями и подотчетность” – лучшие методы эффективного управления. Сняв с себя повседневное оперативное руководство, руководитель должен сосредоточиться на стратегическом планировании и освоении новых рынков.

Он вполне отвечает представлениям о современном руководителе, знакомом с последними достижениями в области менеджмента и маркетинга. Демонстрируя прогрессивные взгляды, он признает, что компания проявила некоторую недальновидность, недостаточно использовав возможности на рынках зимних и спортивных автопокрышек.

А еще он намерен усилить ориентацию на потребительский спрос. “Я постоянно задаю себе один и тот же вопрос: что я делаю неправильно? Поначалу окружающих это удивляло”, – говорит он.

При всей ее внешней консервативности Michelin нельзя упрекнуть в излишней осторожности. Она не боялась внедрять новые технологические разработки. Так было, например, в 1940 г., когда на рынке впервые появились радиальные шины. А в 1989 г. она пошла на финансовый риск, вложив $690 млн в покупку американской компании Uniroyal Goodrich. В результате Michelin оказалась перегруженной долгами и увязла в процессе реструктуризации, что на фоне начавшегося экономического спада в стране привело в 1993 г. к увеличению доли ее заемных средств до уровня выше 400%.

“Я думаю, что Эдуард хорошо представляет себе, что следует делать в интересах акционеров, но семья Мишлен никогда не пожертвует интересами своих сотрудников или своей стратегией ради успеха на финансовом рынке”, – говорит один из финансовых консультантов семьи Мишлен. Правда, не все разделяли это мнение в сентябре, когда компания объявила о своих планах уволить 7500 сотрудников – 10% ее европейского персонала – в рамках программы повышения эффективности производства. Даже премьер-министр Франции Лионель Жоспен негативно отозвался об этом шаге, тем более что за первое полугодие прибыль компании выросла на 20%.

Тем не менее этот шаг – первое важное стратегическое решение Мишлена с момента его прихода в компанию – вызвал еще и 12,6%-ный рост акций Michelin. С самого начала работы в семейном бизнесе Мишлен считал своим долгом вернуть компании прежнюю репутацию, сильно пострадавшую от неэффективного руководства предшественников.

Это давление еще более усилилось в начале года, когда был сформирован стратегический альянс американской Goodyear и японской Sumitomo, что сделало эти компании лидерами на мировом рынке шинной продукции. Правда, Мишлен считает, что разницу между 22%-ной долей на рынке Goodyear/Sumitomo и приходящимися на долю Michelin и японской Bridgestone 18–19% нельзя считать существенной. При этом он не отрицает, что на европейском рынке Michelin отстает от своих конкурентов по объему производства примерно на 15%. “Вместо того чтобы страдать от роста конкуренции, мы предпочитаем к нему подготовиться”, – говорит он.

Мишлен, для которого вообще характерны мягкие манеры, особенно уклончив, когда его спрашивают о приоритетности различных акционеров компании. “Можно ли делить акционеров на важных и не важных?” – задает он ответный вопрос. (FT)