ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Прозрачный ящик


По отчету Минэкономики промышленный рост за первые 11 месяцев уходящего года составил 8%. При этом, например, химия и нефтехимия, целлюлозно-бумажная промышленность и, главное, машиностроение дали более 15%. Конечно, все это на фоне очень низкой “базы”: 98-й год – не лучший в отечественной экономической истории. Рост происходит, как и предполагали, практически без дополнительных инвестиций – за счет загрузки старых мощностей. Что подтверждает мнение специалистов, утверждавших, что для первичного стартового роста инвестиции практически не нужны. У этого роста – единственный мотор: девальвация рубля и вызванное ею интенсивное импортозамещение. Опять же ничего подобного не могло бы произойти, если бы не схлопнулся колоссальный спекулятивный рынок госбумаг, отсосавший из производительного сектора все ресурсы, включая оборотные средства.

Разговоры о том, что положительный эффект девальвации исчерпывается, абсолютно беспочвенны, если, как уже говорилось, не исчерпывается сама девальвация. Ползучая ревальвация идет, и не без помощи Центробанка, однако не стоит преувеличивать опасность. При нынешних темпах роста денежной массы удержать нынешнюю динамику курса вряд ли удастся. И это замечательно.

Внешняя инвестиционно-кредитная блокада России в ближайшие полгода будет только усиливаться, что гарантируется развитием операции в Чечне и ожиданием президентских выборов. Опять же эти действия можно было бы только приветствовать: российская экономика в настоящий момент не готова к эффективному освоению крупных инвестиций, не говоря уже о кредитах. Если бы не проблема внешнего долга, то эту блокаду вообще стоило бы придумать – настолько сильно ее оздоравливающее действие на деятельность предприятий, имеющих потенциальную нишу на рынке.

И кстати, даже кредитование Центробанком правительства, неизбежное при необходимости платить по долгам, имеет позитивную сторону – понижающее воздействие на курс рубля.

За эти предстоящие полгода предприятия, посаженные на сухой инвестиционный паек, при расширяющемся производстве имеют возможность, не накопив ни капли жира, резко улучшить структуру использования мощностей и практически созреть для последующего привлечения инвестиций.

То есть к приходу новой власти отечественный производитель будет стоять на низком старте и с вымытой шеей. И ждать свистка. Свистком должны стать быстрые налоговые и структурные реформы, которые отпустят налоговую удавку и высвободят не обезображенную субсидиями и регулированием конкуренцию. Это условие, при котором капитал пойдет туда, где он может быть эффективно использован, а не бессмысленно разворован. Предпосылка к тому: в современной российской экономике повышение капитализации перспективных предприятий дает гораздо больший эффект, чем их разворовывание. Это и есть, собственно, главное изменение в нашей экономической конъюнктуре.

Таким образом, если не произойдет чего-то совершенно непредвиденного, перспективы экономической политики следующего президента – Путина – вполне определенны. Осталось только получить легальный мандат на проведение жестких и быстрых реформ, в первую голову налоговых и бюджетных. Кстати, победа в Чечне обеспечивает совершенно иные, на порядок лучшие позиции правительства в отношении регионов именно для реализации вышеуказанных целей. С тем, чем будет заниматься в экономике следующий президент, нет никаких проблем и загадок. Тут один из выдающихся наших имиджмейкеров назвал Владимира Путина “черным ящиком”. На самом деле “черный ящик” – это совсем не Путин, “черные ящики” – в головах у представителей отечественной демократической элиты, для которых действительно недоступна разница в экономических программах ОВР, “Яблока” и, например, СПС. “Разруха – не в туалетах, разруха – в головах”.