С новым размещением!


И хотя общее количество операций по размещению снизилось (всего было совершено 546 операций), тем не менее в уходящем году установлен абсолютный рекорд по полученным средствам: до сих пор годом-рекордсменом был 1996 г., когда от 872 первичных размещений акций было получено $49,9 млрд. В 1999 г. было также совершено самое крупное первичное размещение акций в США: компания United Parcel Service провела операцию на сумму $5,47 млрд.

Особого внимания заслуживает динамика изменения котировок только что появившихся на рынке акций. Поскольку в этом году самыми “горячими” были акции интернет-компаний, новичков в этом секторе встречали на ура. В течение первого же дня котировки их акций иногда вырастали в два-три раза. В среднем акции компаний-новичков в уходящем году за первый день торгов вырастали на 66,4% (для сравнения: в прошлом году этот показатель был равен 19%). За всю историю рынка первичного размещения акций девять из 10 лучших показателей роста акций компаний-новичков в течение первого дня пришлись именно на 1999 г. Среди них и абсолютный рекордсмен: первые торги акциями компании VA Linux Systems 9 декабря начались с отметки $30, а на момент закрытия стоимость акций составила $239,25 (котировки выросли на 698%). В этом году акции компаний-новичков с первого дня торгов и до конца года в среднем прибавляли в цене на 170% (в прошлом году этот показатель был равен 18,6%).

Такие высокие показатели, по мнению Бена Холмса, президента компании ipoPros.com, отслеживающей операции по первичному размещению акций, стали возможны только благодаря появлению нового типа инвесторов. Финансовые учреждения уже давно занимаются акциями первичного размещения, мелкие инвесторы до сих пор не имеют таких преимуществ, как учреждения, но на рынке появились отдельные инвесторы, владеющие последними технологиями и имеющие доступ к неограниченному объему информации. Они, однако, дали ясно понять, что их интересуют только акции интернет-компаний. В этом секторе появлявшиеся на бирже акции в уходящем году набирали в стоимости в среднем 233% от цены начального предложения (у телекоммуникационных компаний, так или иначе связанных с Интернетом, этот показатель равен 168%).

Не пугали этих инвесторов и не слишком высокие финансовые показатели интернет-компаний: у 81% компаний, которые провели первичное размещение акций в этом году, объемы продаж не превышают $100 млн в год. Средний для них объем продаж составляет всего $21 млн при убытках в $14 млн. Около 73% компаний вообще не имели прибыли, но это не помешало их акциям приносить доходы в среднем в 224% (акции прибыльных компаний приносили в среднем всего 90%).

Аналитики с Уолл-стрит внимательно следили также за процессом андеррайтинга первичного размещения акций. По данным Thomson Financial Securities Data, Goldman Sachs выступил андеррайтером по 54 сделкам первичного размещения акций на общую сумму $14,64 млрд, а Morgan Stanley Dean Witter – по 49 сделкам на сумму $13,97 млрд. Из общей суммы первичных размещений на долю этих двух инвестиционных банков пришлось более 40%. Как ни странно, андеррайтером по наибольшему количеству сделок выступил Credit Suisse First Boston (59 сделок на сумму $5,91 млрд). Merrill Lynch провел 42 сделки на сумму $7,84 млрд. (DJ)