На Renault вокруг света


Renault получила урок и сделала из него выводы. После неудачной попытки провести слияние со шведской компанией Volvo в начале 90-х, Швейцер решил, что Renault нужно сначала укрепить позиции у себя дома.

Луис Швейцер, президент французской автомобильной группы Renault, с 1992 г. работает над реализацией глобальной стратегии Renault. Он начал с покупки подешевевших компаний-неудачников. Сначала протянул руку помощи погрязшей в долгах японской корпорации Nissan. Затем приобрел контрольный пакет акций румынской автомобильной компании Dacia. Таким образом, Renault, долгие годы целиком работавшая только на западноевропейском рынке, начала расширять свою географию.

Сегодня группа Renault вышла на 4-е место среди мировых автопроизводителей и вступает в борьбу за лидерство с такими гигантами автомобильного рынка, как DaimlerChrysler и Volkswagen. Луис Швейцер, 55-летний президент Renault, мечтает вывести ее в лидеры мирового рынка.

Швейцарец по происхождению, Швейцер закончил одно из самых престижных учебных заведений Франции. В 1986 г. он пришел в Renault и в мае 1992 г. возглавил группу.

Теперь перед Швейцером стоит серьезная задача: компания, на протяжении 100 лет производившая единственную марку автомобиля, представляет на мировом рынке сразу несколько марок машин. Задача Швейцера осложняется еще и тем, что брэнды, которые французская корпорация "взяла под свое крыло", по мнению экспертов рынка, совсем не подарок.

Производство Nissan остается убыточным.Dacia - машина, давно нуждающаяся в обновлении и малопопулярная за пределами Румынии. Еще одна модель, Nissan Infiniti, известна только в Северной Америке.

Что же предлагает президент Renault? Он согласился дать интервью и встретил нас в своем просторном офисе в Булонь-Бийанкур недалеко от Парижа. Там, в окружении творений великих мастеров, Швейцер попытался разъяснить нам стратегию группы и обозначить некоторые перспективы развития Renault.

На исходе столетия Швейцер обнаружил в своей фирме две марки автомобиля, конкурирующие на одном и том же сегменте рынка, - Renault и Nissan. Положение может спасти только географический фактор: Nissan пользуется спросом в Юго-Восточной Азии и Америке, Renault одна из наиболее популярных машин в Европе.

Таким образом, положение компании Renault лучше, чем у ее основного конкурента, французской Peugeot Citroen, чьи брэнды продаются на одном и том же рынке. Однако в отличие от DaimlerChrysler или Ford Renault не может похвастаться разнообразием брэндов, интересующих различные группы потребителей. Тем не менее Швейцер уверен, что его компания обладает необходимым потенциалом, чтобы "раскрутить" эти брэнды. Это можно осуществить, экспортируя продукцию французского автопроизводителя, уже завоевавшую успех у себя дома. Такая позиция свидетельствует о переменах в стратегии фирмы: раньше развитие производства в других странах рассматривалось только как средство, призванное укрепить шаткое положение Renault у себя на родине.

"Если посмотреть на других автопроизводителей, - говорит Швейцер, - то становится ясно, что без надежных тылов нельзя выходить на международный рынок. Стабильный источник дохода компании должен находиться на внутреннем рынке. По-моему, существенным недостатком прежней политики Renault было то, что она пыталась выйти на мировой рынок, не обеспечив себе надежные тылы во Франции".

Президент Renault почему-то уверен, что каждая марка обладает неким имиджем, который, кроме всего прочего, определяется ее "национальностью". "Я уверен, что машины несут на себе отпечаток национальной культуры", говорит он.

Эта философия помогла дизайнерам разработать новую модель Megane Scenic, побившую все рекорды по объему продаж в истории Renault.

Швейцер не собирается устраивать конкуренцию между французскими брэндами и их новыми японскими "коллегами". "Я бы не стал устраивать соревнование между Nissan и Renault", - говорит Швейцер.

При всем том в странах с развивающейся экономикой, где Renault представлена слабо, он планирует продвигать именно французскую марку.

Что касается румынского автомобиля Dacia, то он также обладает неплохим потенциалом, с которым можно выйти на международный рынок. Впрочем, имидж брэнда должен сначала сформироваться именно дома.

"Dacia может стать популярной только за счет своих потребительских качеств - и никак иначе", считает Швейцер. "Престиж и репутация марки значат очень много и иногда позволяют поднять цену на автомобиль на 10 - 20%. Пока даже в Румынии у Dacia таких возможностей нет", - говорит он.

Новая модель Dacia должна появиться в 2003 г. Она даст возможность группе Renault конкурировать на молодых рынках в странах, где потребитель среднего класса не может позволить себе западноевропейскую машину по западноевропейской цене. В таких странах может хорошо пойти автомобиль стоимостью около $6000.

Вместе с тем Швейцер признает, что Nissan Infiniti, заявленная в Северной Америке как модель класса люкс, хочет выйти на лидирующие позиции на американском рынке. Однако "создать автомобиль класса люкс из ничего можно лишь при условии колоссальной популярности основного брэнда".

По мнению Швейцера, Renault может продвигать Nissan или Dacia на развивающихся рынках, где французская машина неконкурентоспособна. "Вряд ли стоит рассчитывать на то, что один и тот же брэнд будет отвечать потребностям рынка в развивающихся странах и сегодня, и в отдаленной перспективе, - говорит он. - А при этом развивающиеся рынки составляют на сегодняшний день 80% всех рынков. С нашей стороны было бы непростительной оплошностью игнорировать точки основного роста на мировом рынке".

Швейцер видит свою сверхзадачу в том, чтобы укрепить имидж каждого брэнда и вместе с тем сделать так, чтобы они работали друг на друга.

Для достижения успеха Renault придется разработать очень тонкую и взвешенную стратегию. Если это удастся сделать, Швейцер, который вот уже семь с половиной лет возглавляет почтенную французскую фирму, несомненно, оставит яркий след в ее долгой истории. (FT)