Интернет по карточкам


Традиционный способ подключения к Интернету через заключение договоров с безналичной оплатой в банке себя исчерпал, утверждают провайдеры. Ему на смену приходят интернет-карточки: клиент заранее оплачивает определенную услугу, покупая пластиковую карточку с паролем для соединения с провайдером.

Впервые интернет-карточки появились в Москве осенью 1998 г., а к концу прошлого года их реклама встречалась даже в метро. По оценкам провайдеров, сейчас ежемесячно продается около 50 000 карточек номиналом от $5 до $100 (карточки за $10 - 20 пользуются наибольшей популярностью). Наиболее активно рекламируют свои услуги следующие провайдеры: Cityline, "МТУ-Интел", "Элвис-Телеком", "Зенон" и "ОСС". Большинство покупателей интернет-карточек - частные лица.

Продажи интернет-карточек позволяют провайдерам привлекать новых клиентов. Олег Карманов, директор по маркетингу "Элвис-Телекома", пояснил, что интернет-карточки удобны для покупателей: не нужно приезжать в офис провайдера, а потом ждать перечисления денег на его счет.

К тому же доступ по карточке обычно происходит по более низкому тарифу - сказывается конкуренция между провайдерами.

Впрочем, заместитель генерального директора "МТУ-Интел" Николай Репин не уверен, что интернет-карточки полностью вытеснят другие формы оплаты. Например, в России существует чисто бухгалтерская проблема: считать оплату карточки продажей товара или авансом за будущие услуги. Провайдеры, оформляющие это как аванс, оказываются в невыгодном положении.

Кроме того, мелкие дилеры, распространяющие карточки, часто делают необоснованную наценку. "Увидев карточку номиналом в $10 по цене 350 руб., покупатель скорее всего поедет офис провайдера заключать договор", - говорит Репин, компания которого, по некоторым оценкам, занимает до 50% московского рынка услуг интернет-доступа для частных лиц.

Дмитрий Красильников, директор по маркетингу "ОСС", рассказывает: "Смысл карточки в том, что на нее можно навесить какието дополнительные услуги, которые оплачиваются с единого счета". В отличие от других провайдеров "ОСС" продает комбинированные карточки - по ним предоставляются доступ в Интернет, а также услуги интернет-телефонии. Причем основная прибыль компании идет именно от телефонных услуг - "ОСС" позволяет осуществлять международные звонки по тарифам, которые составляют всего 25% от расценок "Ростелекома". Доступ в Интернет в компании считают необходимой, но все же дополнительной услугой.

У "Элвис-Телекома" эти услуги разделены и существует сразу два вида карточек - для телефонных звонков и для интернет-доступа.

Здесь подумывают о том, чтобы по примеру "ОСС" объединить их, но пока боятся отпугнуть пользователей интернет-телефонии. "Они могут подумать, что для телефонных звонков им нужен компьютер и подключение к Интернету", - говорят в "Элвис-Телекоме". На самом деле интернет-звонки делаются с обычного телефонного аппарата, а сигнал идет по каналам Интернета.

В "МТУ-Интел" тоже готовятся к предоставлению услуг интернеттелефонии для частных клиентов и карточки, конечно, будут едиными. Однако пока "МТУ-Интел" останавливает несовершенство технологии телефонных звонков через Интернет.

Отдельную проблему для провайдеров, развивающих продажу интернет-карточек, составляет организация платежей клиентов. Создание собственной системы учета карточек предоплаты может обойтись в несколько миллионов долларов, поэтому провайдеры прибегают к услугам банков. Интересно, что все без исключения упомянутые провайдеры работают с Гута-банком, который, по их отзывам, оказался лучше прочих подготовлен для обслуживания нового типа клиентов.

Как рассказал Денис Сивачев, главный экономист отдела продаж розничных продуктов Гутабанка, поначалу оплата телекоммуникационных услуг производилась только через филиал ГутаМГТС на Сухаревской площади, а теперь платежи можно делать через все московские кассы и филиалы банка. В I квартале 2000 г. продажи начнутся в 11 филиалах Подмосковья.

"Банк не продает услуги доступа в Интернет, он не имеет права это делать, - уточняет Сивачев. Через наши кассы клиенты проводят платежи в пользу провайдеров, а в подтверждение получают от нас эти сервисные карты".

Сбербанк тоже проводит такие платежи, но никаких карт он не выдает, и в этом состоит принципиальное отличие.

Информация о принятых платежах передается из Гута-банка получателям три раза в день. Для поддержания этой схемы в банке разработана собственная информационная система. Она, в частности, учитывает такие детали, как разница в курсе доллара у различных провайдеров или ежедневные изменения тарифов.