Тест на готовность иметь стратегию


Согласно американской статистике около 40% компаний, еще 20 лет назад входивших в список Fortune 500, в наши дни благополучно прекратили свое существование. Эксперты, немало времени потратившие на то, чтобы докопаться до истины, сделали ошеломляющий вывод: вымершие компании либо не имели собственной стратегии, либо так и не реализовали ее на практике.

Представители первого поколения российского бизнеса, работавшие 24 часа в сутки в тот самый период накопления начального капитала, твердо придерживались позиции: "Никакое стратегическое планирование у нас невозможно. Слишком непредсказуемая ситуация. Есть возможность - надо ее использовать для получения прибыли; нет - надо такую возможность искать. А планировать - это дело пустое, работать надо". Планирование ассоциировалось у руководителей с жесткими ограничениями. Написано - значит, так и делай. Но ситуация меняется так быстро, что "колея" в виде плана, например пятилетнего, жестко предписывающая, что надо делать, может привести к провалу. А наукообразие и "иностранное" звучание термина "стратегическое планирование" казалось подобным отмашке красным флажком: стоп, здесь речь идет об отвлеченных понятиях, не имеющих отношения к реальной жизни.

После августа 1998 г. для многих из нас закончилось время, когда решение принималось только на основе здравого смысла, однако опрос, проведенный в октябре 1999 г., показывает, что далеко не все руководители понастоящему осознали перемены.

По результатам исследования, из 460 руководителей крупных российских компаний, которые считают, что стратегическим планированием необходимо обязательно заниматься, только 23 человека (5%)ответили, что им знакома технология и они это будут делать сами. 96 человек (21%)собирались обратиться за помощью к консультантам, ну а 341 руководитель (74%)считают стратегию нужным делом, но не собираются ни разрабатывать ее самостоятельно, ни обращаться к консультантам. Видимо, сама разработается и внедрится.

Если руководитель не задумывается о перспективах своего бизнеса, он лишает его перспектив. Как говорили древние - когда не знаешь, к какой пристани держишь путь, ни один ветер не будет попутным. Если же руководитель уже созрел до разработки и внедрения собственной стратегии, ему стоит помнить, что процесс этот непрерывный: нельзя разработать стратегию на пять лет и больше не возвращаться к ней до истечения срока.

Стратегия - вовсе не сказка о том, как построить хрустальный мост через реку. Это сильная бизнес-концепция плюс набор конкретных действий, приводящих эту бизнес-концепцию к созданию реальных конкурентных преимуществ, которые позволят компании не просто держаться на плаву, а динамично развиваться на рынке.

А награда за усилия последует незамедлительно. Во-первых, произойдет концентрация внимания руководителей на анализе выполнения планов и контроле делегируемых полномочий. Вовторых, топ-менеджеры компании будут меньше заниматься "тушением пожаров" и сосредоточатся на оказании помощи людям в достижении их стратегических целей.

Нам приходится встречать руководителей, которые, ссылаясь на чей-либо неудачный опыт разработки стратегии, говорят о том, что стратегия не спасает от неуспешного ведения бизнеса. В частности, в начале 1998 г. один очень уважаемый российский банк заказал разработку стратегии также уважаемой американской консалтинговой компании. В течение трех месяцев за $240 000 был написан 700-страничный отчет, который не был даже прочитан первыми лицами банка. Недавно у этого банка отозвали лицензию, он стал банкротом. И мои клиенты язвительно спрашивают меня, посмеиваясь: ну что, спасла стратегия банк? А я отвечаю, нет, не спасла. Но стратегии не было. Был отчет толщиной почти в 700 страниц, который лежал на полке.

Само собой разумеется, наличие стратегии не обрекает компанию на успех, однако качественно разработанная стратегия может на порядок повысить конкурентоспособность компании при условии, что управленческая команда действительно занимается ее внедрением.

Итак, вам, возможно, стоит заняться стратегическим планированием, если: Вам неизвестно, что будет с компанией, потому что неясна ситуация в экономике и политике.

Вы считаете, что каждый день все вокруг меняется и изза этого рушатся ваши планы.

У вас есть потенциал, чтобы стать лидером на рынке, но вы не знаете, какие именно шаги стоит предпринять в первую очередь.

У вас есть деньги, но вкладывать их некуда.

У вас существуют планы по развитию, но нет людей, чтобы их осуществить.

У вас и ваших партнеров планов много, но вы затрудняетесь с выбором самого лучшего.

Вам кажется, лучше было бы приостановить развитие, но коллеги с вами не согласны.

Вам уже кажется, что лучше будет заняться чем-нибудь другим...