Цена на нефть достигла пика


Напряженность на нефтяном рынке стала очевидной. Цены продолжают стремиться вверх на момент закрытия торгов на Нью-Йоркской бирже во вторник баррель нефти стоил $28,28. Такого роста достаточно, чтобы взбаламутить финансовые рынки и нанести удар по прибылям таких зависимых от рынка нефти отраслей, как, например, авиаперевозки. Многие предсказывают дефицит нефтепродуктов и очереди за бензином. Однако они преувеличивают.

У рынка короткая память.

Единственной причиной сегодняшнего уровня цен на нефть самого высокого с момента окончания войны в Персидском заливе - является не что иное,,как низкие цены год назад. Тогда опасения участников рынка были связаны с другим: при цене нефти в $10 за баррель ходили разговоры о ее возможном падении до $5 за баррель. Кроме того, о последствиях, которыми чревато установление слишком низких цен на нефть, можно было судить по разваливавшейся экономике России.

В общем, перспективы оказались достаточно мрачными, чтобы подтолкнуть рынок не только к введению новых ограничений на добычу нефти, но и к нехарактерной прежде дисциплинированности игроков. Свидетельством тому стало официальное согласие экспортеров во главе с Саудовской Аравией, Мексикой и Венесуэлой добывать на 2,1 млн баррелей в день меньше, и это плюс к сокращениям, принятым в 1998 г.

На самом деле достигнутые договоренности выполнялись на 65 - 90%, но и этого оказалось более чем достаточно, чтобы выудить накопившиеся запасы из нефтехранилищ. Успех этих мер по повышению цен на нефть превзошел ожидания самих добытчиков. Но успех стал одновременно и проблемой: чрезмерное повышение цен неминуемо скажется и на их собственном положении.

Причем последствия могут быть самыми разными - здесь и рост инфляции, и замедление экономического развития вследствие снижения спроса на нефть, и ослабление фондовых рынков, в которые нефтедобытчики инвестируют все активнее. И вот теперь они вынуждены придумать, как быть менее успешными, или вообще пересмотреть свое понимание успеха.

Нынешние настроения экспортеров - это ответ на экономический кризис в Азии. Нефтяная промышленность стала, пожалуй, первой из международных отраслей, непосредственно ощутившей на себе его последствия, когда бурный рост спроса на нефть в этом регионе сменился резким падением.

Тем не менее поставки продолжали расти. Отчасти это объяснялось ошибкой в расчетах самих нефтедобытчиков. ОПЕК увеличила квоту на добычу в конце 1997 г. - как раз в период снижения спроса со стороны Азии. А когда в 1998 г. еще и Ирак стал выбрасывать на рынок по 1 млн баррелей в день, запасы в нефтехранилищах полились через край. Что вызвало обвал цен.

Основной целью введения квот на добычу в марте 1999 г. было сокращение объемов запасов в нефтехранилищах. В целом эта задача была успешно выполнена. Такого уровня запасов рынок не видел с 1996 г., когда цена на нефть поднялась до $26 за баррель. Но при этом вновь наблюдаются разногласия между спросом и предложением, движущимися в противоположных направлениях. На этот раз рост спроса происходит на фоне выздоровления азиатской экономики и продолжающейся экспансии экономики США. В этом году, как ожидается, суммарный мировой спрос должен увеличиться н 1,5 млн баррелей.

Скорее всего в ближайшие месяцы ведущие добытчики постараются изыскать пути выброса на рынок дополнительных объемов нефти. И когда такая возможность будет найдена, они постараются сделать это скоординированно, чтобы избежать нового развала. (WSJ) Дэниэл Ергин является председателем, а Джозеф Станислав президентом Кембриджской ассоциации энергетических исследований