После "Свадьбы"


Кинорежиссер Павел Лунгин, известный по фильмам "Таксиблюз", "Луна-парк" и "Линия жизни", закончил съемки новой картины "Свадьба". Фильм делается в основном на французские деньги: последние семь лет Павел Лунгин живет в Париже, а Франция, как известно, страна, где государственная поддержка кинематографа достигает весьма внушительных размеров.

- Что вас удерживает в Париже, почему не возвращаетесь жить в Москву? - Режиссер, он как птичка, - где ему корм насыпят, туда и летит. Я понятия не имею, где в России искать деньги для съемок, а в Париже пока дают.

- Условия, на которых запускают фильмы во Франции, иные, чем у нас? - Самое большое открытие, которое я сделал, живя на Западе, - то, что любой проект начинается со сценария. Деньги дают именно под сценарий, а не под имя режиссера или актера. Культ звезд тоже постепенно начинает исчезать.

Кстати, понятие звезды у нас и на Западе сильно разнится: у нас звезда - тот, кто взял больше денег, а на Западе - кто принес больше.

- У вас никогда не возникало соблазна, живя во Франции, снять французский фильм? - Я давно пытаюсь сделать французский фильм, а получается все равно русский. Я, например, долго пытался переделать "Идиота" Достоевского на французский манер. Получается чушь собачья. о законам традиции, идущей еще от Мольера, дурак - он и есть дурак.

Его надо бить по голове и смеяться. И потом французская Настасья Филипповна, бросающая в огонь деньги, - это просто абсурд. Так что я потратил много времени и сил, а в итоге сам себя загнал в тупик. А "Свадьба" родилась очень легко.

- И по сюжету это - чисто российский фильм? - Да, это история обычной свадьбы в российском провинциальном городке. Все происходит за 24 часа, так что полностью соблюдено единство места, времени и действия. В маленький городок возвращается девушка, которая провела там детство. Когда-то она была местной королевой, победительницей конкурса красоты. Теперь приезжает совсем из другой, большой жизни, в роскошной шубе, находит своего одноклассника, который был в нее когда-то влюблен, и предлагает ему на ней жениться.

Он соглашается. И вот готовится свадьба. У жениха нет денег на подарок невесте, и он, напившись, вместе с приятелем грабит женщину: вытаскивает у нее из ушей серьги. Потом оказывается, что это была тетка невесты... Неожиданно появляется богатый человек, который в столице был любовником невесты. Словом, там много разных коллизий, что делает фильм динамичным и напряженным.

На этом фильме впервые как следует познакомились две дочери Андрея Миронова - Маша Миронова, которая играет главную роль, и Маша Голубкина. В итоге они подружились, теперь нормально общаются.

- "Свадьбу" вы снимали в России? - В маленьком городке Липки под Тулой. Нас любили местные жители, помогали всячески и даже от своих небольших доходов все время пытались чем-то угостить.

- Жизнь городка вторгалась в фильм? - Самым непосредственным образом. В этом городке сохранилась какая-то совершенно забытая архитектура с огромным Дворцом культуры, парком со скульптурами наподобие девушки с веслом. Там огромное количество молодых женщин гуляет с колясками, каждый день кто-то женится. Посреди города большая вывеска "Лучшая одежда из Европы", где можно купить 300 граммов свитера. Как прежнее советское время людей как-то обтекало, так и нынешнее к ним почти не имеет отношения. Они живут в своем мире, и совсем неплохом. У нас было задействовано во время съемок множество горожан. И бабульки, и молодежь - получилось, что они уже начали жить на съемках и их жизнь вносила свои коррективы в фильм. Я показывал отрывки фильма французским журналистам, и они не могли отличить, где профессиональные актеры, а где обычные жители городка.

- И вы считаете, что эта наша жизнь интересна французам? - Мы сейчас снова вошли в эпоху, когда самобытное национальное кино становится все более ценным и интересным во всем мире.

Всем примерно известно, как протекает жизнь в Москве и Петербурге, а о том, как живут люди в маленьких городках, даже мы имеем довольно смутное представление что уж говорить об иностранцах.