Может ли измениться принцип доступа к экспортным нефтепроводам?


Миссии МВФ и Всемирного банка уже неоднократно поднимали вопрос об изменении, по их мнению, нерыночных условий определения экспортных объемов. Главная задача этих организаций - создание максимально рыночных условий для деятельности экономических субъектов. По их логике, аукционная система позволит получить большие объемы экспорта более эффективным компаниям, например СП.

К тому же введение такой системы имеет еще одно преимущество - позволяет получить бюджету дополнительные доходы. Однако в сегодняшних условиях российская нефтяная отрасль может от этого сильно проиграть. Во-первых, сегодня из-за низкой платежеспособности внутреннего рынка экспорт - единственная возможность получать необходимое количество выручки, т. е. без экспорта компании работать не смогут. Их существование ставится в прямую зависимость от результатов аукционов.

Это означает отказ от финансового и производственного планирования и закрытие долгосрочных инвестиционных программ. Во-вторых, это приведет к вымыванию оборотных средств компаний. К тому же такая система может породить большое количество структур-однодневок, не отягощенных ни налоговыми, ни инвестиционными проблемами и обладающих значительными оборотными средствами, которые будут побеждать на этих аукционах. И наконец, нельзя забывать, что часто в России организация различных аукционов дает колоссальные возможности для коррупции. В сегодняшней экономической ситуации наиболее эффективной является система определения экспорта как доли от добычи, равной для всех нефтедобывающих компаний.

Причем без применения дополнительных квот. Такой механизм является простым, однозначным и позволяющим практически избежать коррупции. Год назад нам фактически удалось отстоять свою правоту. Однако правительство Сергея Степашина пошло на значительные уступки и подписало документы, которые свели на нет наши усилия. Пойдет ли правительство на уступки в этот раз или нет, зависит от того, кто и как будет отстаивать интересы России на переговорах с МВФ и ВБ. К сожалению, сегодня в составе российской делегации нет представителей промышленного блока, способных жестко, но аргументированно отстаивать свою позицию и убеждать в ее правоте наших западных партнеров.

Сергей Генералов

Требования смены критериев доступа к экспортной трубе со стороны международных кредитных организаций звучат уже не в первый раз. И до сих пор мы пока что успешно отбивались. На мой взгляд, принцип продажи квот на доступ к "трубе" может крайне негативно сказаться как на отдельных нефтяных компаниях, так и на отрасли в целом. В результате могут проиграть мелкие и средние нефтяные компании. Не имея возможности купить доступ и экспортировать нефть, они будут попадать в тяжелое финансовое положение. И принцип равнодоступности при этом соблюдаться как раз не будет. Я не думаю, что от такого подхода слишком выиграет Минфин. На первом этапе, когда будет существовать конкурентность, возможно, это принесет дополнительный доход. Но очень скоро слабые отпадут, а несколько оставшихся крупных нефтяных компаний, вполне возможно, начнут между собой договариваться о приемлемой аукционной цене. Таким образом создастся ситуация, при которой "трубу" будет делить даже не межведомственная комиссия, а группа сильных нефтяных компаний. Кроме того, изменение принципа доступа к "трубе" может привести к тому, что те средства, которые нефтяники планировали пустить на инвестиции в отрасль, придется направить на торги за доступ к нефтепроводу. И отрасль перестанет развиваться.

Владимир Носов

Отношение к инициативе с введением аукционного принципа доступа к "трубе" достаточно скептическое.

Потому что крупные и наиболее агрессивные на рынке компании имеют больше возможностей покупать экспортные квоты. И если они будут экспортировать столько, сколько захотят, то ничего не останется более мелким компаниям или тем же государственным компаниям, которые по определению находятся в худшем положении. Либо здесь будет создаваться неравенство: для государственных компаний эта квота будет сохранена, а для всех частных будет введена продажа. Но вряд ли МВФ это понравится - получится явно не тот рыночный механизм, о котором они столько твердят. Я думаю, было ы логичным выделять некий минимум на основе того, как это происходит сейчас, т. е. однозначно предоставлять компаниям 25% или 30% от объемов добычи. А оставшиеся 10 - 20 млн т в год свободных мощностей можно было бы как раз выставлять на продажу через аукционы. Это заодно позволило бы провести эксперимент и посмотреть, работает такой механизм или нет. Потому что переводить на новый принцип всю систему сразу - не самое лучшее решение. К тому же новый принцип не будет честнее.

На примере аукционов по приватизации мы знаем, что у нас не всегда предпочитают того, кто предлагает наибольшую сумму. Так что здесь тоже есть поле для махинаций.

Константин Резников