Фармацевтам нужен масштаб


В фармацевтическом бизнесе наступила эпоха слияний.

За объединениями крупнейших компаний последуют новые. Компании, желающие сохранить конкурентоспособность, просто вынуждены искать себе партнеров.

Только так, по мнению аналитиков, можно угнаться за лидерами, уже прогнозирующими значительные снижения затрат, - все благодаря эффекту масштаба.

Что же, теперь ничего не остается, кроме как следовать примеру сливающихся Pfizer и Warner-Lambert, Glaxo Wellcome и SmithKline Beecham? "Теперь, после целой серии слияний гигантов фармацевтической промышленности, мы посмотрим, подтвердится ли распространенное мнение, что размеры предприятия имеют решающее значение для развития бизнеса", - говорит Хельга УайнерТрэпнесс, управляющий директор и один из руководителей отдела глобальной фармацевтики Goldman Sachs Group.

По прогнозам, основные слияния произойдут в Северной Америке. Сейчас все взгляды на Уолл-стрит обращены в сторону American Home Products, которая за последние два года предприняла три попытки слияния, в том числе и с Warner-Lambert.

По мнению аналитиков, вскоре компания вновь отправится на поиски партнеров.

В партнеры American Home специалисты прочат швейцарский концерн Novartis, весьма заинтересованный в расширении своих операций на американском рынке. Прошлым летом Novartis предложил American Home заключить сделку слияния, но получил отказ, после чего осенью вел по этому же вопросу переговоры с Monsanto.

С другой стороны, с Monsanto не прочь объединиться Pharmacia &Upjohn. Ходят слухи, что генеральный директор Pharmacia Фред Хассан, в свое время входивший в руководство American Home, обратит на нее свой взгляд после завершения слияния с Monsanto.

Другое слияние возможно между двумя фармацевтическими компаниями средних размеров Schering-Plough и Eli Lilly. Обе говорят, что не хотят ни с кем объединяться, однако вскоре истекает срок действия патентов на их основные продукты. У ScheringPlough наиболее популярен антигистаминный препарат "Кларитин" (срок действия патента истекает в 2002 г.). У Eli Lilly положение несколько лучше: срок действия патента на ее "хит" - антидепрессант Prozac - закончится через четыре года, а продажи нового лекарства от шизофрении, Zyprexa, находятся на неизменно высоком уровне.

В непростом положении оказалась и Abbott Laboratories, когда-то поклявшаяся хранить независимость. Теперь, осознав необходимость слияния, она потерпела неудачу, попытавшись в ноябре прошлого года купить Alza за $7,3 млрд. В результате Администрация по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами наложила ограничения на продажу лабораторно-диагностической продукции Abbott Laboratories сроком на один год.

Впрочем, обладая большим портфелем лекарственных и диагностических препаратов, Abbott Laboratories может рассчитывать на объединение с концерном Johnson&Johnson. Представители обеих компаний от комментариев отказались.

Несмотря на жесткие условия конкуренции, которые сохранятся на рынке фармацевтической продукции, бурный поток слияний к концу года несколько оскудеет, поскольку все основные сделки к тому времени уже будут заключены. Последние одиночки скорее всего таковыми и останутся, если ситуация на рынке не вынудит их пожертвовать своей независимостью.

Впрочем, по мнению банковских экспертов, крупнейшие и имеющие самую высокую рыночную цену американские фармацевтические компании - Merck &Co., Johnson&Johnson и BristolMyers Squibb - так и останутся одинокими, так как каждая из них ради более мелких приобретений уже отказалась от слияний.

В секторе биотехнологических разработок до недавнего времени наблюдался некоторый спад. Фармацевтические компании покупали биотехнологические фирмы, так как были заинтересованы в их разработках новых лекарственных препаратов. Так, в прошлом году Warner-Lambert купила Agouron Pharmaceuticals компанию, создавшую новейшее средство от СПИДа.

Теперь акции биотехнологических компаний зачастую стоят много дороже акций фармацевтических фирм. И хотя на первый взгляд это выглядит несколько странно, по мнению одного инвестора, вполне может случиться, что какая-нибудь крупная биотехнологическая компания, например Amgen с рыночной капитализацией $66 млрд, купит средних размеров фармацевтическую фирму ради ее разработок в области продаж и маркетинга. (WSJ)