Нам хватает клиентов


Виктория Андреянова входит в элиту российской моды, но, по ее собственному признанию, творчеству она может посвятить только ночные часы. Весь световой день уходит на решение производственных вопросов и работу с клиентами. Общаясь с Викторией Андреяновой, я ловила себя на мысли, что не часто встретишь человека, настолько преданного своему делу.

- Как вы относитесь к тому, что о вас говорят "узок круг их клиентов, страшно далеки они от народа... " - После кризиса от нас ушел почти весь средний класс, зато появились элитарные клиенты. То есть мы потеряли в количестве, зато выиграли в качестве, что оказалось весьма выгодно. Например, у нас среди клиентов жена Дмитрия Якушкина Марина Генриховна. Она очень хорошо себя знает, тонко чувствует моду, и поэтому с ней работать очень интересно. Приятно встретить человека, который способен привнести в работу неожиданную идею. Потом что-то из этих идей может пополнить коллекцию.

- Случалось так, что вас удивляли клиенты своей осведомленностью в вопросах моды? - Однажды ко мне приходит мужчина и говорит: "У меня был костюм от кого-то там сильно знаменитого, поэтому пришейте мне пуговицы на рукаве так, как сейчас принято пришивать. Я пытаюсь сделать вид, что знаю все на свете, и деловито спрашиваю: "Какую из современных методик вы имеете в виду? "Он отвечает: "Ну так, чтобы было пуговка на пуговку... " Оказалось, что одна пуговица должна наплывать на соседние полпуговицы. Дело том, что на Западе ручная работа делает костюм намного дороже. Таким образом, когда пуговица закрывает соседнюю, это свидетельствует о том, что они пришиты вручную, потому что автомат не может такого проделать.

- Любопытно, что это был именно мужчина...

- Это нам кажется, что мужчины безразличны к тому, что на них надето. Пообщавшись с мужчинами, которые специально что-то для себя заказывают, я поняла, что у мужчин взаимодействие с вещами происходит еще более утонченно. У женщин возможен больший выбор, зато у мужчины нет ничего более святого, чем его галстук, зажигалка или запонки. Или те же пуговицы. Это как человек, который сидит на диете: для него каждый кусочек становится таким вкусным.

- Какие чувства у вас вызывают те люди, которые так внимательно относятся к "пуговкам"? - Как говорится, высокая рукопись предполагает высокие требования. В основном они очень интеллигентны и воспитанны.

Они не могут не встать, если в комнату вошла женщина. Если эти люди раньше у меня вызывали иронию, то теперь я начала их очень уважать за то, что они умеют вкусно одеваться. Это лишнее свидетельство их самодостаточности.

- У вас есть любимые клиенты? - Есть клиенты, которые платят деньги, есть имиджевые клиенты, а есть для души.

Глузского очень любим: и шьем ему, и ходим на все спектакли. Со Шмыгой мы работаем, с Зыкиной. Среди самых любимых клиентов у нас Катя и Саша Стриженовы [ведущие утренней передачи на ОРТ], потому что Катя - это моя родная сестра.

В титрах передачи "Доброе утро" написано: "Стилист - Виктория Андреянова", просто титры никто не смотрит.

- С какими-нибудь еще телепрограммами вы сотрудничаете? - Мы не особенно охотно сотрудничаем с телепрограммами, которые нам предлагают одеть ведущих в обмен на бегущую строку рекламы. У нас есть Стриженовы, Худобина, Малахов - нам хватает. Вещь, сданная напрокат, теряет вид. Ее потом неудобно продавать. К тому же мы не очень заинтересованы в потоке клиентов. У нас их хватает. Мы занимаемся не только индивидуальным пошивом, но также имиджевыми разработками для фирм, компаний. Работали с British American Tobacco, "Би Лайн", делали одежду для промоутеров, фирменный стиль для компаний.

- У вас есть массовое производство? - Мы успешно занимались массовым производством с 1996 по 1998 г.: выпускали костюмы и пальто, но славились в основном наши пальто. Это были не очень дорогие модели, потому что использовались отечественные ткани и производственная база.

Если пальто из импортных материалов стоило около $700, то [наше]в магазинах зависимости от наценки - около $150. В тогдашних рублях это было около тысячи.

Как мы тогда обнаружили, 1000 руб. была тем психологическим барьером, за который не мог выйти массовый покупатель. Если мы брали более дорогую ткань и цена повышалась, то объем продаж сразу падал. Либо уж надо было делать пальто за $400 - 500 - тогда покупателями становится другая категория. Самое невыгодное, как выяснилось, делать пальто стоимостью $250 - 300.

- Массовое производство приносило моральное удовлетворение? - Когда мы начали делать пальто типа "шинель", было приятно встречать на улице девушек наших пальто. Мы работали с фабрикой "Салют", и это пальто запускали раза три. Оно вышло из моды, а все равно раскупалось. А после августовского кризиса получилось так, что себестоимость производства пальто выросла больше чем в два раза, а продажная цена возросла процентов на тридцать. Так что временно нам пришлось отказаться от массового производства. Но если судить по тем экономическим тенденциям, о которых пишет наша пресса, есть надежда, что все это восстановится. Мы надеемся вернуться к сотрудничеству с фабрикой где-то после лета. Конечно, хочется, чтобы наши люди одевались красиво.

- Ваши дети носят вашу одежду? - Моей младшей дочери четыре года, ей этом смысле не везет - она в основном за кем-нибудь донашивает одежду. А старшая, ей 14 лет, носит самые прогрессивные вещи из моей коллекции. У нее, например, есть юбка из мохера. Она очень переживала, когда пришла в ней в школу, а ей говорят: "Это что, тебе бабушка связала? "А на самом деле это шотландский мохер, очень дорогой, и,когда мы с ней были в Париже в салоне тканей, ее просто хватали за эту юбку...

- Какие новые технологии из области дизайна одежды вам наиболее интересны? - Шелковые ткани с металлическими нитями фирмы "Якоб Шлайфер". Эти ткани можно жать руками, и они сохраняют форму, которую им только что придали.

Как сожмешь, так и будет, потом можно расправить по-другому. У нас такой плащ был в коллекции, на него пять человек претендовали - просто очередь выстроилась, несмотря на высокую себестоимость (одна ткань стоит около $200 за метр, а ее уходит около трех метров). Потом клиент, которому мы продали этот плащ, рассказывал, что вещь пользовалась большим успехом, все норовили ее помять...

- Что вы планируете нового в своих разработках? - Хочется большого и светлого. Хочется перламутровой гаммы, сиренево-розовожелтых тонов. Последняя моя коллекция была в основном серая с проблеском сиреневого. Есть такой цветочек - фрейзия, маленький, но очень нежный, с тонким запахом. У этого цветка даже зелень не яркая, а изысканная. Вот такие тона сейчас будут актуальны, как мне кажется...

- Если идею модного цвета довести до абсурда, то можно себе представить такую картину. Объявляется модным, к примеру, оранжевый цвет, и все, как кришнаиты, толпой идут в оранжевом? - В модной тусовке так и происходит. Если человек фанат моды и читает журналы мод, то хоть что-нибудь оранжевое он себе купит. Мода - это индустрия. Если прошлом году было модно, к примеру, желтое, то на следующий будет сиреневое.

Нужно сделать так, чтобы человек, подверженный влиянию моды, купил себе что-то новое - сменил гардероб.

- Вы учитываете в творчестве коммерческую сторону? - В основном со мной это обычно бывает по-другому. Я сделала много серого, мне надоело, и теперь я буду использовать розовое. Или я соскучилась по сиреневому хочется сделать. Такой диалог с самой собой происходит постоянно. К примеру, давно не было вышитых рубашечек. Вот я нашла еще ту, что мама вышивала крестиком, переделала на современный лад, и вот в моду входят вышитые рубашечки...