Коррупция умирает медленно и мучительно


За последние 10 лет благодаря на редкость последовательным рыночным реформам правительство Аргентины потеряло контроль над большей частью экономики, что сократило возможности для коррупции. Тем не менее неоправданные привилегии, несправедливые финансовые льготы, непотизм все еще сдерживают развитие частного сектора.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что все разрастающийся теневой сектор экономики Аргентины представляет собой серьезную проблему для правительства, страдающего от недостатка средств из-за массового уклонения от уплаты налогов. Сейчас налоги не платят почти 40% всех занятых на рынке труда.

Справедливости ради нужно отметить, что нетеневая экономика страны в нынешнем году, по прогнозам, будет расти со скоростью 3% - несмотря на то, что в предыдущие два года рост был отрицательным. Кроме того, стране, несмотря на кризис, удавалось придерживаться выбранной тактики и сохранять курс национальной валюты на уровне доллара.

Новая администрация президента Фернандо де ла Руа получила в наследство структурно неэффективный сектор государственного управления и теперь должна найти способы реформировать его. Пока де ла Руа обещал обнародовать размеры зарплат политиков и привлечь неправительственные организации к надзору за заключением и реализацией правительственных контрактов на закупки. Это позитивные шаги, но для кардинальных изменений нужны глубокие структурные и организационные реформы системы госуправления.

Последние исследования, обнародованные, в частности, на Всемирном экономическом форуме в Давосе, свидетельствуют о том, что коррупция в органах власти Аргентины является одним из главных факторов, угрожающих социально-экономической и политической стабильности в стране. Коррупция приводит к уменьшению ставок дохода от вложения капитала на 1 - 2,5% для крупных частных компаний, 2 - 2,5% для средних и 3 - 3,6% для малых. Это происходит потому, что компании платят высокие налоги (по размеру налога на зарплату аргентинские компании едва ли не наименее конкурентоспособные в мире) и взносы регулирующим органам - официально за предоставление услуг в области образования, здравоохранения, юриспруденции. Однако нередко компании не получают этих услуг, и им приходится либо давать взятки госчиновникам, либо заключать контракты с частными компаниями, либо оставаться без этих услуг, что зачастую и происходит.

Госчиновники обладают огромными возможностями по регулированию финансовых потоков - и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях. Даже беглое сравнение заложенных в бюджете показателей и данных о расходах федеральных ведомств показывает, что в среднем около трети проходящих через них финансовых потоков не подлежат контролю со стороны аудиторских органов либо просто классифицируются как средства, использование которых оставлено на усмотрение руководителей этих ведомств.

В 1994 - 1998 гг. главе налогового агентства Карлосу Сильвани удалось почистить подведомственное ему учреждение, сократив масштабы коррупции. Сильвани ограничил возможности чиновников бесконтрольно распоряжаться средствами, усилил надзор и упростил систему сбора налогов.

Принципы, которыми он тогда руководствовался, необходимо применить и сейчас при реформировании других госучреждений.

Де ла Руа может опереться на сильную общественную поддержку, чтобы убедить оппозицию, имеющую большинство в сенате, что реформы - не акт политической мести, а необходимость, которая позволит укрепить демократию и доверие налогоплательщиков к государственной власти. (FT)