"Золотой парашют" в небе над Берлином


"Золотой парашют" в небе над Европой может изменить отношение к сделкам поглощения у руководителей крупнейших европейских компаний.

На американском рынке корпоративных объединений и слияний давно существует практика "золотого парашюта" - компенсации, выплачиваемой руководителям, которые потеряют управление своей компанией в результате поглощения или слияния. 4 февраля, когда наблюдательный совет Mannesmann утвердил наконец сделку поглощения стоимостью $181 млрд, такой парашют принес "утешительные" $16,04 млн генеральному директору германской компании Mannesmann Клаусу Эссеру.

Компенсация была выплачена Эссеру по решению наблюдательного совета и согласно условиям предварительного договора о поглощении, подписанного Эссером и генеральным директором Vodafone Крисом Джентом.

Как выясняется, это не первый "золотой парашютик", опустившийся в Европе. Генеральный директор компании Elf Aquitaine Филипп Яфре, по слухам, получил $37,6 млн отступных после поглощения его компании фирмой TotalFina осенью 1999 г. Руководителю другой компании - Paribas - Андре Леви-Лангу, говорят, выплатили $15 млн после того, как его компанию купил Banque Nationale de Paris.

Сумма, выплаченная Эссеру, - только часть причитающихся ему $28,5 млн, включая зарплату, компенсацию за прерывание контракта и ряд других выплат. В Германии сам факт выплаты такого "выходного пособия" настолько необычен, что в пятницу Bild поместила на первой полосе вместо привычной красотки фотографию Эссера с подписью "60 млн марок - и привет! ".

Vodafone Эссера не обидел. Раньше в Германии руководитель, потерявший работу после поглощения его компании, не мог рассчитывать на подобное "утешение".

Патрик Кенаджан, адвокат франкфуртской юридической фирмы Davis, Polk&Wardwell, такого случая не припомнит. "Раньше Европа не знала, что такое "утешительная" компенсация при осуществлении поглощений", - говорит он.

Партнер в нью-йоркской фирме Fried, Frank, Harris, Shriver&Jacobson Чарльз Натан считает, что, хотя теперь руководители европейских компаний вряд ли станут рассматривать поглощение их предприятий как невероятную удачу, появление "золотых парашютов" в Европе приведет в конечном счете к таким же переменам в менталитете директоров европейских компаний, которые произошли в Америке 10 лет назад.

"Если у руководителя нет чувства финансовой защищенности, вероятнее всего, на предложение о поглощении он ответит отказом, считает Натан. - Однако, если вынести вопрос о его личных финансовых перспективах за рамки обсуждения, ему будет легче сосредоточиться на существе дела и принять правильное решение". Подразумевается также, что руководителя должны заранее ставить в известность о предстоящей компенсации. В случае с Эссером решение о выплате было принято уже после фактического завершения сделки, что, конечно же, не способствовало ускорению переговорного процесса.

Во Франции, пережившей в последнее время едва ли не наибольшее количество враждебных поглощений в Европе, некоторые компании уже предусматривают выплату подобных компенсаций при заключении договоров со своими сотрудниками. Так, например, в контрактах генерального директора Gucci Доменико де Соле и креативного директора компании Тома Форда содержится условие о выплате солидных компенсаций в случае перехода руководства компании в чужие руки.

Адвокат Райнер Краузе из юридической фирмы Hengeler, Mueller Weitzel Wirtz в Дюссельдорфе, специалист по сделкам поглощения, полагает, что подобная практика получит дальнейшее распространение на европейском рынке. При этом он не склонен считать, что в результате новой практики европейские директора станут более заинтересованы в продаже своих компаний. Одна из причин, на его взгляд, кроется в том, что не так уж и велики размеры "утешительных" пособий. $28,5 млн, которые получит Эссер, - жалкие крохи по сравнению с $690 млн в акциях и опционах, которые получит генеральный директор американской компании Sprint Уильям Т. Эсрей по завершении поглощения его компании MCI WorldCom. Впрочем, по мнению того же Краузе, пока европейцам такие суммы не светят. (WSJ)