Каковы перспективы создания системы гарантирования частных вкладов в коммерческих банках?


Система гарантирования в России имеет все основания для существования, и большую роль она играет не только и не столько для банков или вкладчиков, а для экономики в целом. Даже тот факт, что 30% "чулочных" средств заменят нам любые международные кредиты, уже о чем-то говорит. Но в том виде, в котором данный законопроект обсуждался прошлой Думой, он не способен сделать систему гарантирования реальным средством привлечения вкладчиков к работе с коммерческими банками. В основу нового законопроекта я бы заложил следующие обязательные принципы: государственное трахование, сочетание добровольного и обязательного страхования для вкладчиков, дифференцированный подход к коммерческим банкам по оплате траховых взносов, напрямую зависящий от реального финансового состояния банка. Одновременно введением системы трахования, на мой взгляд, необходимо вернуться к вопросу о возможности вкладчика вне зависимости от условий договора в любое время изъять сумму вклада из банка. Необходимо наряду с введением системы страхования ввести право заключения договоров с правом и без права досрочного отзыва средств с депозита.

Сергей Леонтьев

У меня впечатление, что перспективы хорошие. Хотя юридически закона о гарантировании вкладов сейчас нет - в этом смысле здесь все надо начинать сначала. Но физически проект закона, конечно, существует. Более того - у нас уже есть текст, учитывающий замечания, которые были высказаны по этому закону различными заинтересованными сторонами. Мы уже образовали рабочую группу и направили письма всем тем, кто участвует в принятии и подписании этого закона, просьбой прислать в нашу рабочую группу своих представителей. Я не думаю, что наша рабочая группа будет долго думать - ведь уже более или ме нее понятно, чего хочет каждая сторона. По нашим планам, этот закон должен полностью пройти весь думский цикл и быть принятым до лета.

Павел Медведев

Мы считаем, что необходимо как можно скорее принимать закон о гарантировании вкладов, чтобы коммерческие банки на равных конкурировали со Сберегательным банком. Потому что у Сбербанка сейчас существуют государственные гарантии - и это явно неравноправная конкуренция. Мы думаем, что в случае принятия закона ситуация выровняется. Главное, чтобы он начал действовать. А уже после этого может идти доработка, вноситься поправки, уточнения. Нынешняя инициатива АРКО по гарантированию вкладов, конечно, неплоха. Но ведь она тоже ставит в неравное положение другие банки. В той же Вятке их несколько. А вклады гарантированы только в Вятка-банке.

Так что, как нам кажется, проблему нужно решать для банковской системы в целом, а не для отдельных банков.

Вячеслав Захаров

Система гарантирования частных вкладов существует в большинстве стран с развитой банковской системой.

России она просто необходима, потому что на сегодняшний день ни один банк в нашей стране не может похвастаться 100% -ным доверием населения. Но на мой взгляд, чтобы декларируемая государством система реально заработала и люди понесли деньги в банки, необходимо восстановление доверия населения непосредственно к государству и Центральному банку. Тот факт, что государство полностью рассчиталось с физическими лицами по ГКО, безусловно, повысил его имидж в глазах частного инвес тора. Но этого недостаточно. Кроме того, в законе должен быть обозначен достаточно высокий порог гарантирования. Защита мелкого вкладчика - это, конечно, хорошо. Но если, к примеру, я несу в банк 30 000 руб., а государство мне гарантирует только 10 000 руб., то применительно ко мне можно казать, что система не работает. И самое главное: система не должна остаться на бумаге - можно принять любой закон, но о реальных положительных сдвигах в работе по защите частного вкладчика можно будет говорить только тогда, когда будут выработаны реальные механизмы выполнения этого закона.

Андрей Родионов

В настоящее время дисбаланс на рынке частных вкладов, где монопольное положение занимает Сбербанк, негативно сказывается на динамике роста банковского сектора, однако существенно изменить положение без продуманной государственной программы гарантирования частных вкладов невозможно. Такая программа помогла бы предотвратить в будущем повторение масштабных финансовых кризисов, так как у населения не было бы причин для паники и сроки денежных вложений, указанные в договорах, не нарушались бы. В этой связи инициатива АРКО, конечно, заслуживает внимания, однако нам представляется, что отдельные проекты гарантирования частных вкладов, разработанные для определенных банков или их групп, не решают проблему. В этой сфере бизнеса необходимо выработать общегосударственный закон, который определил бы правила поведения для всех участников рынка. Естественно, существуют определенные разногласия, однако эти вопросы должны решаться путем соглашения между государством и банковским сообществом.

Павел Макашин