Не те нынче времена


Похоже, что древняя китайская уловка, когда иностранных визитеров попросту смешивают с грязью с помощью скрытых и весьма тонких оскорблений, жива и здравствует. Вот только одного не понимает нынешнее имперское политбюро: времена, когда весь остальной мир готов был бить поклоны Срединной империи, миновали.

Именно на такие мысли наводят события, начавшиеся 17 февраля, когда делегация высокопоставленных американских чиновников прибыла в Пекин для возобновления переговоров с военным руководством Китая. Состав американской делегации представительнее некуда. Во главе - заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт, от военного ведомства - генерал Джозеф Ралстон, заместитель председателя Комитета начальников штабов.

В ответ Китай делает этакий пренебрежительный жест, поручая встречу с четырехзвездным генералом одному из младших по званию офицеров. Да и сами переговоры китайская сторона превратила в лекцию о вреде оказания поддержки Тайваню.

А чтобы и вовсе указать американцам их место, китайские парламентеры ни словом не обмолвились о настоящей дипломатической бомбе, взрыв которой был намечен тремя днями позже. А через три дня официальный Пекин огласил длиннющий документ, содержащий новую, ужесточенную политику в отношении Тайваня. Лейтмотив документа - если потребуется, Китай применит силу, чтобы убедить Тайвань начать конкретные переговоры, ведущие к воссоединению с Китаем.

Иными словами, или Тайбэй уступает нашим требованиям, или мы открываем огонь. А люди Тэлботта, тщательно просматривавшие стенограммы переговоров, не нашли в них и намека на такой поворот событий.

Скажем прямо, перед нами не самый удачный способ отблагодарить администрацию другой страны, которая всячески старалась идти навстречу пожеланиям пекинских лидеров. Администрация Клинтона приложила огромные усилия, чтобы заблокировать проведение через конгресс акта об усилении мер безопасности Тайваня. Этот закон позволил бы Тайваню защитить себя от тех действий, которыми сейчас угрожает Китай.

Более того, сложилось впечатление, что на прошлой неделе Билл Клинтон извинялся перед китайцами. "Следует помнить, что за словами не обязательно последуют какие бы то ни было агрессивные действия", - сказал президент, отвечая на вопросы журналистов. Не совсем ясно, кто это говорит - президент великой державы или политический аналитик. Президентам свойственно отвечать на угрозы. Интересно, какими гарантиями располагает Клинтон, утверждая, что, в очередной раз наплевав на мировое общественное мнение и потрясая новеньким оружием из России, китайские генералы не намерены на самом деле напасть на Тайвань? На протяжении почти 100 лет Тайвань переходил из рук в руки.

Теперь, когда он наконец обрел статус независимого демократического государства, президент США демонстрирует неожиданную слабость. Никто не спорит следует предоставить Китаю режим наибольшего благоприятствования в торговле и всячески способствовать его вступлению в ВТО. Однако нельзя игнорировать откровенные угрозы, которые исходят от китайского руководства в адрес небольшого демократического государства.

На протяжении длительного времени США последовательно удерживали Китай от каких бы то ни было агрессивных действий в отношении Тайваня. Сейчас Китай игнорирует позицию США и заявляет о своем намерении разрешить "тайваньскую проблему", применив грубую силу.

Вместо того чтобы заставить Китай пересмотреть свою позицию, президент делает вид, что это заурядная политическая проблема. Теперь дело за конгрессом.

Не самый удачный способ решать международные проблемы, но все лучше, чем вообще их не решать.

(WSJ)